Организация государственного надзора в области гражданской обороны

Порядок организации и осуществления государственного надзора в области ГО, а также федерального государственного надзора в области ЗНТЧС определен соответствующими положениями о них и административными регламентами. Для государственного надзора в области ГО – это Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 305 и приказ МЧС России от 26.06.2012 г. № 358. В свою очередь, для федерального государственного надзора в области ЗНТЧС – это Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 г. № 1418, а также приказ МЧС России от 14.06.2016 г. № 323.

Исполнение государственных функций по надзору в области ГО и ЗНТЧС включает следующие административные процедуры:

  • организация и проведение профилактики нарушений обязательных требований;
  • межведомственное информационное взаимодействие по вопросам предоставления информации, необходимой для осуществления надзора;
  • ведение учёта объектов надзора;
  • ведение перечней лиц, в отношении которых проводятся плановые проверки;
  • ежегодное планирование проверок;
  • организация и проведение проверок:
  • оформление документов по результатам проверок;
  • регистрация и учет проверок, в том числе в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок».

Более подробно рассмотрим организацию и проведение плановых и внеплановых проверок. В рамках государственного надзора в области ГО осуществляется проверка выполнения установленных требований и мероприятий в области ГО следующими объектами надзора: федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами.

В рамках федерального государственного надзора в области ЗНТЧС осуществляется проверка выполнения требований в области ЗНТЧС следующими объектами надзора:

  • федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • юридическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями и их должностными лицами.

Оба вышеуказанных надзора осуществляются с применением рискориентированного подхода, за исключением организации и проведения проверок в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Планирование и проведение плановых проверок в области ГО осуществляется в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:

  • 1 раз в два года для категории высокого риска;
  • 1 раз в три года для категории значительного риска;
  • 1 раз в пять лет для категории среднего риска.

В области ЗНТЧС отсутствует средняя категория риска, а планирование и проведение плановых проверок объектов высокой и значительной категории риска осуществляются с аналогичной периодичностью. В обоих случаях в отношении лиц, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления периодичность проведения плановых, а также порядок проведения внеплановых проверок устанавливаются Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответственно. Предметом плановых проверок является выполнение объектом надзора требований и мероприятий в области ГО, а в случае федерального государственного надзора в области ЗНТЧС – выполнение объектом надзора обязательных требований в области ЗНТЧС.

При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны применяться проверочные листы. Проверочные листы содержат исчерпывающий перечень проверяемых вопросов, которые являются наиболее значимыми с точки зрения предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При проведении плановой проверки надзорный орган ограничивается вопросами, указанными в проверочных листах. О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, уведомляется не менее чем за три рабочих дня до ее начала путём направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и(или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по электронной почте, при условии, что адрес электронной почты указан в ЕГРЮЛ, ЕГРИП или ранее был представлен в надзорный орган, или другим доступным способом.

При проведении внеплановой проверки надзорный орган ограничивается проверкой выполнения требований, информация о которых стала основанием для вынесения распоряжения о проведении внеплановой проверки, либо требований, указанных в предписании, исполнение которого контролируется в рамках внеплановой проверки. О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)