Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи

Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольном учреждении для дошкольников с нарушениями речи осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через педагогическое взаимодействие узких специалистов.

Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет её участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы. Несомненно, что работа по коррекции речи ребёнка и его оздоровления будет успешней, если её решают совместными усилиями разные специалисты детского сада.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей и со структурой речевого нарушения, психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития воспитанников, инструктор по физической культуре и учитель-логопед совместно определяют цели, задачи формирования речедвигательных навыков, составляют планы индивидуально-коррекционных занятий с детьми.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом занятийной деятельности детей на учебный год, согласно которому специалисты совместно осуществляют комплекс речевого материала для развития движений.

Для достижения эффективного результата в работе специалистов имеется тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре. В тетради оформлен экран коррекции звукопроизношения, в котором отмечается, на каком этапе находится ребёнок (постановка, автоматизация или закрепление звука). Учителем-логопедом указываются задания на развитие речевого дыхания, координации речи с движениями и на развитие мелкой моторики пальцев рук, соответствующие плану изучаемых лексических тем.

Речевой материал систематизирован по возрастам, лексическим темам, который учитель-логопед и инструктор по физической культуре совместно используют для работы, учитывая уровень развития своих воспитанников. Речевое сопровождение на занятиях произносится или только взрослым, или совместно, или детьми в зависимости от речевого уровня воспитанников.

Учитель-логопед один раз в месяц посещает физкультурные занятия с целью контроля выполнения своих рекомендаций. При подготовке к спортивным мероприятиям принимает участие в распределении стихотворений между детьми с учетом нарушенных звуков.

Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.

Также особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы.

Основное внимание при организации физкультурных занятий направлено на развитие силы и выносливости, которые станут основой качественного физического развития и реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путём выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с дошкольниками на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с нарушениями речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий. При отработке темы логопедом лексической темы «Продукты питания» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Съедобное и несъедобное», в которой дети закрепляют навыки ловли и броска мяча, а также навык образования прилагательных (яблоко – яблочный, хлеб – хлебный).

Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребёнка, формирование основных
грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития дошкольников с нарушениями речи инструктору по физической культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)