Особенности организации физкультурного занятия с детьми, имеющими нарушения речи

В первой части занятия с детьми проводится пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук массажёрами суджок, обязательно с речевым сопровождением по заданию учителя-логопеда.

Проводится беседа с детьми по теме и содержанию занятия. Проверяется осанка, выполняются корригирующая ходьба на профилактику плоскостопия, бег с разными заданиями, построения, перестроения. После бега следуют упражнения на восстановление дыхания со звуковым сопровождением.

Во второй части занятия – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения
степ-аэробики или фитболгимнастики, гимнастика с элементами ЛФК, основные виды движений, подвижная игра.

В заключительной части занятия используются упражнения на дыхание со звуковым сопровождением, малоподвижная игра «Мячик, ты скорей лови слово, на слоги раздели» и т. п. Или несложные игровые
упражнения на развитие внимания, реакции, двигательной памяти, массаж (лица, тела, биологически активных зон), релаксационные упражнения.

Некоторые занятия по физическому воспитанию разрабатываются в сюжетной форме, которые проводятся один раз в неделю согласно плану изучаемых лексических тем. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений.

Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и мелкой тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все части занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Неотъемлемая часть коррекционной работы – индивидуальные занятия. В индивидуальной работе с детьми план, содержание, подбор физических упражнений определяются индивидуальными особенностями проявления речевого дефекта, уровнем развития двигательных умений и навыков и др.

Предлагаем «Уголок успеха», или «Книгу рекордов детей детского сада» как в группах, так и в спортивном зале, где отмечаются достигнутые результаты детей в физическом и речевом развитии.

Для более эффективной совместной работы педагогов и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка предлагаем проводить семинары-практикумы, беседы, консультации, тренинги для педагогов и родителей. Это позволит:

  • определить единые подходы в организации питания, сна, подходы к воспитанию культурно-гигиенических навыков, обеспечению достаточного пребывания детей на свежем воздухе;
  • привлечь родителей к активному участию в решении организационных, педагогических и коррекционных задач;
  • повысить педагогическую компетентность в вопросах развития и формирования правильной речи детей.

Таким образом, данный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи при педагогическом взаимодействии инструктора по физической культуре и учителя-логопеда, способствует развитию двигательный сферы ребенка, которая оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)