Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности человека А.Н. Костина, Ю.Я. Голикова

А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков (2014) определяют психическую регуляцию как непрерывный процесс организации психической активности по содержанию и во времени в зависимости от меняющихся объективных и субъективных условий. ПСР рассматривается указанными авторами в двух аспектах: как процесс и как организация.

Регуляция как процесс характеризует отражение динамики организации активности человека, смены элементов активности или ее этапов во времени.

Регуляция как организация включает в себя инициализацию, формирование, упорядочивание и синхронизацию всех форм активности человека.

Многообразие объективных и субъективных условий реализации активности человека обусловливает разную сложность организации активности — ее разнокачественность (Костин, Голиков, 2014).

Разнокачественность активности проявляется в многоуровневости регуляционных процессов, среди которых А. Н. Костин и Ю. Я. Голиков выделяют простейшие, стереотипные, исполнительные, нормативные, личностно опосредованные и социально опосредованные.

Чем сложнее поведение и деятельность человека, тем более неоднородны его регуляционные процессы

Авторы акцентируют внимание на том, что степень несоответствия между объективной реальностью и ее субъективным отражением может быть различной (Табл. 6). В зависимости от степени данного несоответствия А. Н. Костиным и Ю. Я. Голиковым описаны разные типы психической активности (Табл. 6).

Указанные типы обозначаются авторами как системы психической регуляции, предназначенные для решения проблем разных классов (Рис. 6).

А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков вводят понятие проблемности, с помощью которого обозначают разные классы проблем, с которыми сталкивается человек: проблемные моменты, проблемные ситуации и проблемы.

Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности человека А.Н. Костина, Ю.Я. Голикова

Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности человека А.Н. Костина, Ю.Я. Голикова

Проблемные моменты: трудно поддержать позу, сохранить равновесие; неясно, можно ли сделать движение, с какой амплитудой, скоростью, какие усилия нужны и т. п. Также к проблемным моментам относятся случаи, когда трудно преодолеть боль, усталость, дискомфорт.

Интересно
Проблемные ситуации: случаи, когда ситуация неясна для понимания, человек не знает, как реагировать на события, он не представляет, какие будут последствия: позитивные или негативные, ему трудно справиться с переживаниями относительно данной ситуации.

Проблемы: трудно понять собственные чувства, отношения, продумать, как действовать дальше, какие цели и задачи ставить, что является приоритетом в жизни, как строить свое поведение и т. п.

При решении проблемностей разных классов психическая регуляция имеет свою специфику (Таблица 7).

Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности человека А.Н. Костина, Ю.Я. Голикова

Для того, чтобы справиться с проблемными моментами (например, не упасть поскользнувшись) человеку необходимо регулировать свое поведение «здесь и сейчас».

Согласно Ю. Я. Голикову и А. Н. Костину, это уровень непосредственного взаимодействия, на котором регуляция происходит с минимальными задержками относительно происходящих событий, так как иначе будет невозможен прямой чувственно-практический контакт человека с действительностью (Табл. 7). Поэтому процессы возникновения и преодоления проблемных моментов очень быстротечны.

Решение проблемных ситуаций (например, понять, почему заглох мотор у машины, и завести ее) требует осмысления в течение какого-то времени: человек анализирует возможные причины, перебирает или придумывает варианты решения (Табл. 7).

Все это требует более длительного времени, чем непосредственное реагирование на события. Поэтому преодоление проблемных ситуаций длится дольше.

Как указывают А. Н. Костин и Ю. Я. Голиков (2014), проблемные ситуации могут быть разрешены либо на уровне опосредованной координации (после перерыва попробовать завести мотор снова или пытаться завести другим способом), либо на уровне программно-целевой организации (поставить цель — проверить работу мотора, создать программу — что проверять и в какой последовательности).

При решении проблем (например, как молодому человеку организовать свою жизнь при отъезде из своей семьи в другой город для учебы в институте) происходит изменение долговременных отношений к действительности и формируются новые стратегии поведения, меняются ценности и нормы. На основе новых личностно-нормативных изменений ставятся новые цели и создаются программы по их достижению.

Все вышеуказанные процессы занимают длительное время, в течение которого происходят: абстрагирование от конкретной ситуации возникновения проблемы, коррекция мировоззрения, поиск нового знания (Табл. 7).

Решение проблем может происходить на уровне личностно-нормативных изменений или на уровне мировоззренческих коррекций, если для решения необходимы более глубокие изменения личности, отношения к окружающему миру и т. п. (А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков, 2014).

Если применяемые человеком приемы саморегуляции не позволяют решить проблемность, то она продолжает решаться на том же уровне с помощью других приемов регуляции, характерных для данного уровня, либо ее решение переносится на другой уровень регуляции: с текущей на ситуативную, с ситуативной на долгосрочную (Рис. 6; Табл. 6 и 7). Таким образом, переходя с одного уровня на другой, идет непрерывное функционирование психической саморегуляции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)