Характеристика и классификация методов психической регуляции

Методы психической регуляции — это комплексы вербальных и невербальных приемов, реализуемых по определенным правилам с целью оптимизации психического состояния, поведения и деятельности.

Приемы регуляции — это вербальные (с помощью слов) и невербальные (посредством образов) самовоздействия, направленные на изменение компонентов психического состояния: ритм дыхания, тонус мускулатуры, концентрация внимания и др.

Необходимо подчеркнуть, что хотя разделение приемов саморегуляции на вербальные и невербальные проводится на основании доминирующего канала воздействия, оно достаточно условно.

Так как применение вербальных приемов (самовнушения, самоубеждения и др.) связано с актуализацией определенных образов, а использование невербальных приемов, как правило, сопровождается соответствующими высказываниями, формулировками и др.

Приемы психической регуляции применяются с глубокой древности. Безусловно, в те времена люди не пользовались такими понятиями, как саморегуляция и т. п., но техники внушения, введение в состояние экстаза, транса и др. активно использовались служителями религиозных культов (шаманами, жрецами и др.).

В древних цивилизациях (Египет, Индия) были разработаны гипноз и медитация. В начале XX века приемы и методы психической регуляции начали разрабатываться и использоваться в медицине, психотерапии и клинической психологии. Некоторые приемы и методы (внушение, убеждение, а также модифицированные варианты прогрессивной релаксации Джекобсона и аутогенной тренировки Шульца) применяются уже около ста лет, причем не только в клинической практике, но и для оптимизации состояний в профессионально значимых ситуациях, в спортивной деятельности, для подготовки космонавтов, моряков-подводников и др.

Кроме приемов, разработанных специалистами, для регуляции состояния и деятельности люди используют «житейские» приемы, сформированные на основе анализа своего опыта (например, поделиться с кем-то из близких своими переживаниями, чтобы снять напряжение; пройтись по магазинам, чтобы отвлечься от трудной ситуации и т. п.).

Самостоятельное воздействие на себя приемами и методами психической регуляции является саморегуляцией. Воздействие приемами и методами психической регуляции со стороны определяется как гетерорегуляция.

С помощью гетерорегулятивных воздействий можно актуализировать саморегуляцию человека в тех случаях, когда он растерян, испуган, не знает, что делать и т. п.

Некоторые приемы и методы психической регуляции можно использовать и для саморегуляции, и для гетерорегуляции. Например, самовнушение и внушение; самоубеждение и убеждение и др.

Освоение приемов саморегуляции начинается на первых этапах онтогенеза в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками и продолжается в игровой, учебной, трудовой деятельности, а также в общении (Г. С. Никифоров, 1989).

На каком уровне будут сформированы навыки саморегуляции у конкретного человека, зависит от многих факторов: условия жизнедеятельности; тип воспитания; специфика видов деятельности, которые человек осваивает и выполняет и др.

Интересно
Некоторые особенности навыков саморегуляции определяются социальными и культурно-историческими традициями (А. О. Прохоров, 2005). Поэтому, стремясь оптимизировать свое состояние, одни люди читают молитвы, другие принимают алкоголь, третьи предпочитают выкурить сигарету и т. п.

Одновременно с освоением приемов саморегуляции идет овладение широко используемыми приемами гетерорегуляции: убеждением и внушением. Для представителей некоторых профессий (психолог, психотерапевт, врач, учитель, тренер, руководитель и др.) очень важны хорошо развитые навыки гетерорегуляции.

Для совершенствования приемов психической регуляции можно использовать специально организованные занятия, чтобы улучшить конкретные приемы. Обычно целенаправленное совершенствование определенных приемов проводится в тех случаях, когда имеющийся уровень сформированности не позволяет достигать желаемых целей деятельности (сдавать экзамен, выступать на публике, выигрывать соревнования, конкурсы и т. п.).

Нередко в качестве целей совершенствования саморегуляции выдвигается овладение навыками снятия излишнего напряжения и умениями мобилизоваться в значимой ситуации.

При совершенствовании гетерорегуляции часто на первый план выходят цели улучшения взаимодействия и повышения уверенности в значимых ситуациях.

Оптимизация саморегуляции может происходить либо за счет освоения новых приемов — расширения арсенала навыков саморегуляции, либо путем усиления надежности уже сформированных приемов при их отработке в моделируемых значимых ситуациях (Алексеев, 2004).

Занятия по совершенствованию приемов саморегуляции можно проводить в разных формах: самостоятельно или с помощью психолога, индивидуально или в группе, с использованием аппаратуры для контроля психофизиологических параметров состояния или без нее. Важными условиями эффективности совершенствования являются четкое следование правилам обучения и систематичность занятий.

К настоящему времени разработано большое количество разнообразных приемов и методов психической регуляции, которые могут быть классифицированы по двум основным критериям: гетерорегуляция и саморегуляция, вербальные и невербальные (Таблица 17).

Характеристика и классификация методов психической регуляции

В таблице 17 представлены не все, а наиболее известные приемы и методы психической регуляции. Их перечень постоянно дополняется новыми разработками и модификациями уже существующих приемов и методов.

Создание и совершенствование приемов и методов психической регуляции осуществляется в психологических науках (клиническая психология, социальная психология, психология спорта и др.), в психотерапии и медицине.

Перед внедрением приема или метода в практику проводится изучение его эффективности.

В качестве показателей эффективности приемов и методов психической регуляции оцениваются некоторые параметры из нижеприведенного перечня:

  • результаты деятельности (успеваемость, уровень достижений и др.);
  • показатели выполнения или освоения деятельности (длительность реализации, скорость формирования навыков, количество ошибок, срывов и др.);
  • показатели общения и взаимодействия (количество конфликтов, групповая сплоченность и др.);
  • болезни, травмы и здоровье (длительность выздоровления, количество травм, отсутствие заболеваний и др.);
  • объективные параметры психического состояния (частота сердечных сокращений, гормональный состав крови, тремор мышц и др.);
  • субъективные параметры психического состояния (самооценки самочувствия, уверенности в себе, желания выполнять работу и др.);
  • психическое состояние в целом (время наступления состояния эмоционального выгорания, интенсивность состояния утомления и др.).

При длительной и достаточно глубокой работе над совершенствованием приемов саморегуляции правомерно рассматривать показателями ее эффективности повышение уровня или новообразования регуляторно-личностных свойств (самостоятельности, настойчивости, инициативности и др.).

Эффективность всех наиболее известных приемов и методов психической регуляции доказана во многих исследованиях

Также доказано, что при оптимизации психической регуляции наиболее продуктивно использовать комплексный подход, выбирать комплекс приемов и методов в соответствии с задачами усовершенствования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)