Метакогнитивные стратегии в трудных жизненных ситуациях

В исследованиях В. М. Бызовой, Е. И. Периковой, А. Е. Ловягиной (2019, 2020) были выявлены особенности проявления метакогнитивных стратегий при принятии решений в трудных жизненных ситуациях.

В процессе исследований респондентов просили вспомнить наиболее трудную ситуацию их жизни, кратко описать ее, а затем по специально разработанной анкете (Ловягина, 2019) ответить на вопросы о том, как они принимали решение в данной ситуации.

На рисунке 15 представлены результаты описаний трудных для принятия решений ситуаций респондентами (176 женщин и 138 мужчин, в возрасте 18–45 лет).

Были выделены следующие ситуации:

  • проблемы в семье (болезнь близких родственников, конфликты с ними);
  • получение образования (куда поступать, менять ли одну специальность на другую, уже обучаясь в университете, какое дополнительное образование выбрать, где повышать квалификацию и проходить профессиональную переподготовку);
  • проблемы на работе (увольняться или нет, куда лучше устроиться, как руководить коллективом);
  • смена образа жизни (переезд в другой город на постоянное место жительства).

Среди трудных ситуаций мужчины чаще отмечали проблемы на работе, а женщины — проблемы в семье. Респонденты более молодого возраста (18–25 лет) значительно чаще указывали на трудности принятия решений по вопросам получения образования: в какой университет поступать, на какой факультет и т. п. В более старшем возрасте (25–45 лет) у респондентов наибольшие трудности возникали при проблемах на работе и в семье (рис. 15).

Результаты исследования показали, что выраженность и эффективность метакогнитивных стратегий не различаются у мужчин и женщин (табл. 16).

Также не были обнаружены различия в выраженности и эффективности метакогнитивных стратегий у респондентов разного возраста (табл. 16).

Наиболее часто и эффективно при принятии решений в трудных ситуациях применяются стратегии: теоретизирование — создание собственных схем и алгоритмов, планирование и соотнесение когнитивных процессов с результатами деятельности (рис. 16 и 17.). Реже и менее эффективно используются стратегии контроль и коррекция когнитивных процессов (там же).

Метакогнитивные стратегии в трудных жизненных ситуациях

Метакогнитивные стратегии в трудных жизненных ситуациях

Выраженность и эффективность метакогнитивных стратегий ситуациях разного вида (проблемы на работе, в семье и др. (рис. 15)) статистически достоверно не различается. Но обнаружены различия в выраженности некоторых метакогнитивных стратегий в зависимости от степени трудности ситуации и ее субъективной значимости для респондентов.

По сравнению с более легкими, в наиболее трудных ситуациях чаще применяются стратегии соотнесения когнитивных процессов с результатами деятельности и теоретизирования (n = 313, корреляционный анализ, критерий Пирсона, соответственно: r = 0,134; р ≤ 0,05 и r = 0,122; р ≤ 0,05).

Интересно
Оценивая ситуацию как более трудную, респонденты чаще проверяют, соответствуют ли запланированным результатам функционирование внимания, памяти и мышления. Кроме того, в наиболее трудных ситуациях респонденты чаще стараются разработать собственный алгоритм решения проблемы (а не опираться на уже имеющиеся подходы и способы).

По сравнению с менее значимыми, в более значимых ситуациях чаще используется стратегия планирования когнитивных процессов (n = 313, корреляционный анализ, критерий Пирсона: r = 0,119; р ≤ 0,05). Обдумывая решение в более значимой для себя ситуации, респонденты чаще планируют, что сначала нужно сконцентрироваться на данной ситуации, потом обдумать ее, осмыслить возможные решения, вспомнить аналогичные случаи и т. п.

Установлено, что проявление некоторых метакогнитивных стратегий статистически достоверно (корреляционный анализ, критерий Пирсона, р ≤ 0,05) связано с характеристиками стиля саморегуляции (Моросанова, 2015) и с показателями самоорганизации деятельности (Мандрикова, 2010).

Улучшение выраженности и эффективности планирования когнитивных процессов взаимосвязано с улучшением постановки целей, разработки планов деятельности, а также с повышением общего уровня самоорганизации деятельности (рис. 18).

Повышение контроля когнитивных процессов взаимосвязано с улучшением настойчивости в достижении целей (там же).

Метакогнитивные стратегии в трудных жизненных ситуациях

Полученные данные показывают, что метакогнитивные стратегии вносят существенный вклад в саморегуляцию психической деятельности, обуславливая более высокую самоорганизацию деятельности, особенно в затрудненных условиях.

Совершенствование метакогнитивных стратегий позволяет человеку действовать более эффективно при повышении личной значимости ситуации, проявлять настойчивость при возникновении трудностей и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)