Организационная структура железнодорожного транспорта и функции органов управления

Управление федеральным железнодорожным транспортом общего пользования осуществляет Министерство путей сообщения (МПС).

В составе центрального аппарата управления входят 14 департаментов:

  • управления перевозками (ЦД);
  • пассажирских сообщений (ЦЛ);
  • локомотивного хозяйства (ЦТ);
  • вагонного хозяйства (ЦВ);
  • пути и сооружений (ЦП);
  • безопасности движения и экологии;
  • грузовой и коммерческой работы;
  • электрификации и энергоснабжения (ЦЭ);
  • сигнализации, связи и вычислительной техники
  • экономики (ЦПЭУ);
  • финансов (ЦФ);
  • кадров и учебных заведений (Цкадр);
  • здравоохранения (ЦУВС);
  • социальной политики и охраны труда.

Департаменты МПС объединяют несколько отделов, которые, в свою очередь, состоят из секторов и групп. Для руководства в области технической политики, координации и внедрения передовой техники и технологии существует Управление технической политики.

Министерство путей сообщения возглавляет министр (Ц), назначаемый Правительством. Министр имеет заместителей (ЦЗ), также назначаемых решением органов высокого государственного уровня. Совещательным органом при министерстве является Коллегия. Члены Коллегии утверждаются Правительством. Сеть федеральных железных дорог территориально разделена на 17 железных дорог: Октябрьская, Калининградская, Северная, Юго-Восточная, Куйбышевская, Южно-Уральская, Красноярская, Забайкальская, Сахалинская, Московская, Горьковская, Северо-Кавказская, Приволжская, Свердловская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная.

Во главе дороги стоит начальник (Н). У начальника дороги имеются заместители (НЗ), один из которых является первым, а также главный инженер дороги. Обязанности между ними распределяет начальник дороги. При начальнике дороги на правах совещательного органа создается Технико-экономический совет из состава руководящих работников и специалистов разных профессий.

В аппарат управления дорогой входят производственные (отраслевые) и функциональные службы: перевозок (Д), локомотивная (Т), вагонная (В), пути (П), сигнализации и связи (Ш), гражданских сооружений и водоснабжения (НГС), пассажирская (Л), электрификации (Э), юридическая (НЮ), экономическая (НН) и другие. Каждая из дорог (кроме Восточно-Сибирской) разделена на отделения, которые считаются основными линейными предприятиями дороги.

Отделение непосредственно руководит производственно-хозяйственной деятельностью всех находящихся в его границах отраслевых линейных предприятий и организаций, за исключением находящихся в непосредственном подчинении дороги или МПС.

Аппарат управления отделении дороги состоит из производственных отделов: перевозок (НОДН), пассажирского (НОДЛ), ремонта локомотивов (НОДТ), ремонта грузовых вагонов и контейнеров (НОДВ), сигнализации и связи (НОДШ) и др. Имеется ряд функциональных отделов и секторов: экономический (НОДПЭ), финансовый (НОДФ), управления персоналом (НОДкадр) и другие.

Отделение дороги через соответствующие отделы осуществляет непосредственное руководство работой станций (ДС), локомотивных депо (ТЧ), вагонных депо (ВЧД), дистанций пути (ПЧ), дистанций сигнализации и связи (ШЧ), участков энергоснабжения (ЭЧ), механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ (МЧ), дистанций гражданских сооружений (НГЧ), работой крупных вокзалов, материальных и топливных складов и других отраслевых линейных предприятий, находящихся в административном или оперативно-техническом подчинении отделения дороги.

Структура управления промышленным железнодорожным транспортом зависит от основных показателей: годового объема перевозок, годового объема погрузочно-разгрузочных работ, развернутой длины железнодорожных путей, рабочего парка локомотивов и вагонов. Для обеспечения рациональной организации перевозочного процесса в число обязательных входят следующие цехи (службы): эксплуатации, грузовая, пути, подвижного состава, СЦБ и связи, подъемно-транспортного оборудования.

Цех эксплуатации организует выполнение плана перевозок и осуществляет руководство всей оперативной работой железнодорожного транспорта предприятия по обслуживанию основного производства, обеспечивает взаимодействие с организациями железной дороги по вопросам внешних перевозок.

Грузовая служба обеспечивает организацию грузовой и коммерческой работы на основе действующих нормативных документов, контролирует выполнение плана перевозок в целом и по родам грузов, оперативно руководит работой грузовых пунктов, ведет учет и анализ использования вагонов.

Цех пути обеспечивает поддержание железнодорожных путей и искусственных сооружений в исправном состоянии с минимальными ограничениями скоростей движения поездов. Цех подвижного состава обеспечивает постоянное наличие для работы заданного числа локомотивов и вагонов, а также необходимого резерва подвижного состава. Цех СЦБ и связи обеспечивает бесперебойное функционирование устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)