Опросы общественного мнения

Опросы общественного мнения – важнейший канал обратной связи.

Опрос – главный способ для фирмы предотвратить отрыв руководства от реальной жизни.

При всей кажущейся простоте в проведении опроса, как свидетельствует опыт, имеется ряд “подводных камней”, которые необходимо обязательно учитывать:

  •  должна быть гарантирована анонимность ответов. Обычно не сообщаются итоги ответов даже для групп порядка 10 человек: появляется возможность “вычислить” ответы отдельных лиц;
  •  хотя участие в опросах дело добровольное, необходимо побеспокоиться о том, чтобы процент охвата был максимальный, порядка 90% от всех работающих, а также о том, чтобы ответы были честны и с критическим настроем;
  • в опросах должна быть система: постоянная  периодичность (например,  раз в два года или ежегодно). Как правило, вопросы от одного обследования к другому не должны меняться.

Последнее обстоятельство дает возможность проследить основные тенденции в деятельности фирмы по мере их возникновения и развития.

По итогам опроса должны быть приняты серьезные меры по соответствующему изменению в необходимую сторону негативного индекса настроений;

  • не стоит бояться больших анкет, но и не следует ограничиваться “посредственностью” в подготавливаемых вопросах. Вопросы обычно готовят специалисты, и они должны охватывать самые разные стороны жизни фирмы (или другого объекта исследования), анализ должен идти и вглубь, и вширь.
Например, сотрудники должны ответить, как они оценивают кадровую политику фирмы, и  как,  по их мнению, обстоят дела у фирмы в целом. Должен быть “блок” вопросов, касающихся удовлетворенности человека работой, начиная от заработной платы и кончая условиями труда на рабочем месте.

Другой блок может быть посвящен выяснению мнения сотрудников о производственной (коммерческой) деятельности фирмы в целом. Могут быть и вопросы, по которым предлагается сотрудникам  оценить своего непосредственного начальника;

  • для контроля за ходом обнародования результатов опроса и выработки на их основе планов действий организуется специальная группа, состоящая из руководителей высшего звена.

Такая мера необходима, так как  кульминацией  процесса является вовсе не публикация сводного отчета, а проведение собраний в коллективах (во всех подразделениях фирмы), где каждый начальник должен представить результаты опроса, касающиеся не только компании в целом, но и конкретно его группы.

Должно быть, самый трудный момент в жизни руководителя наступает, когда он вынужден встать перед своими подчиненными и доложить,  что они его, образно говоря, “прокатили”.

Мало того, следующим его шагом является согласование с подчиненными плана действий по устранению  недостатков, отмеченных в ходе опроса. Затем данный план должен быть утвержден у вышестоящего руководителя, следящего за ходом проведения собраний на данном участке.

Опросы общественного мнения и планы, разрабатываемые на их основе, нужны, прежде всего, для того, чтобы дисциплинировать руководство.

Это очень убедительный довод, объясняющий, почему руководитель должен заботиться о своих сотрудниках – ведь в противном случае максимум через два года ему придется расплачиваться за свое нерадение.

Справедливости ради следует отметить, что положительный эффект опроса наблюдается главным образом в течение  тех нескольких недель, которые предшествуют опросу, когда все руководители становятся вдруг невероятно доброжелательными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)