Определение структуры ассортимента

Структура ассортимента — доля в объеме продаж (Cп,%) или доля в объеме прибыли (Cпр,%).

Как следует из определения, показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность потребителей, на которых ориентируется торговая организация.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями.

Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении.

При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

В товароведении чаще всего определяют структуру ассортимента в натуральном выражении, а при проведении маркетинговых исследований целесообразно рассчитывать оба показателя.

Доля в объеме продаж вычисляется по формуле:

Cп = (a × 100)/б,

где а — объем продаж отдельной товарной единицы; б — объем продаж одной товарной линии.

Доля в объеме прибыли вычисляется по формуле:

Cпр = (в × 100)/г,

где в — объем прибыли отдельной товарной единицы; г — объем прибыли одной товарной линии.

Чаще всего этот показатель определяется при проведении маркетинговых исследований. Для медицинских товаров, используемых в ЛПО, Умаров с соавторами предлагает определять структуру ассортимента по степени морального износа оборудования, характеризующуюся коэффициентом морального износа (Кми)

Кми = ∆T1/∆T2,

где ∆T1 — срок эксплуатации в ЛПО; ∆T2 — время с момента первой регистрации модели на отечественном рынке (по Госреестру) до прекращения его реализации на рынке.

По степени морального износа изделия медицинской техники подразделяют на четыре класса.

  • I класс — современные изделия (Кми не превышает 0,35).
  • II класс — относительно новые изделия (0,33 < Кми < 1,0), производимые или уже не выпускаемые фирмами изготовителями, однако имеющие соответствующую фирменную техническую поддержку (ремонт, поставку запасных частей и комплектующих, дооснащение и модернизацию).
  • III класс — не новые изделия (1,0 < Кми < 1,7), не выпускаемые в течение 3—4 лет, но имеющие соответствующую техническую поддержку.
  • IV класс — старые изделия (Кми < 1,7), снятые с производства и не имеющие фирменной технической поддержки.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)