Определение стратегического менеджмента на предприятиях промышленного бизнеса

Современное предприятие промышленного бизнеса функционирует в рыночном окружении, которое представляет собой нестабильную совокупность рыночных факторов. Особенностью рыночного окружения большинства современных промышленных предприятий является их высокий уровень нестабильности, то есть значительная скорость изменения факторов внешней среды.

Бизнес‑процессы промышленного предприятия находятся под воздействием этих факторов и должны адекватно реагировать на них таким образом, чтобы не снижать эффективность и конкурентоспособность своей экономической деятельности. Поэтому возникает необходимость внедрения новых управленческих подходов, одним из которых выступает стратегический менеджмент промышленного бизнеса.

Одной из причин возникновения теории стратегического менеджмента является возрастающий уровень нестабильности внешней среды, резкий рост которого в прошлом веке привел к появлению новой концепции преодоления сложностей и проблем.

Такой теоретической концепцией выступает необходимость формирования стратегии промышленного предприятия, при этом эволюция управленческой деятельности оказала не только необходимость, но и возможность формирования стратегий в рамках процесса стратегического менеджмента.

Можно выделить следующие особенности изменений внешней среды современных предприятий промышленного бизнеса:

  • увеличение числа и разнообразия новых управленческих задач, многие из которых не могут быть решены исходя из имеющегося опыта;
  • рост вероятности осуществления незапланированных событий;
  • непоследовательность изменений внешней среды;
  • возрастающая интеллектуальная и психологическая нагрузка на управляющих;
  • сокращение горизонта прогнозирования и планирования;
  • сокращение времени на принятие управленческого решения;
  • необходимость использования новых методов управления;
  • изменение требований к профессионализму управленческого персонала;
  • сокращение жизненного цикла конкурентных преимуществ;
  • ускорение создания новых конкурентных преимуществ;
  • изменение состава ключевых плановых показателей;
  • изменение и совершенствование каналов коммуникаций;
  • использование более сложных организационных структур и пр.

В связи с этим стратегический менеджмент рассматривается как уникальный инструмент от возрастающей нестабильности и, как следствие, неспособности руководителей реагировать на быстрые изменения.

Кроме этого, стратегический менеджмент должен помочь преодолеть организационные трудности, которые связаны с разнонаправленным развитием подразделений предприятия. Это приведет к ликвидации противоречий между подразделениями, и как следствие, к росту эффективности.

Таким образом, стратегический менеджмент промышленного бизнеса можно представить как процесс, включающий комплекс управленческих действий, имеющих целью планирование (формирование) на долгосрочный период одной или нескольких стратегий как особого вида плановых документов, с помощью которых предприятие в будущем будет эффективно осуществлять свою экономическую деятельность.

Поскольку стратегия промышленного предприятия выступает одним из инструментов преодоления нестабильности внешней среды, то она должна:

  1. содержать систему правил, алгоритмов и процедур принятия управленческих решений для адекватного и быстрого реагирования на изменения во внешней и внутренней среде, позволяющих преодолеть последствия этих изменений;
  2. способствовать решению организационных проблем, связанных с разнонаправленностью интересов подразделений в нестабильных условиях внешней и внутренней среды;
  3.  позволять обосновано планировать текущие технико-экономические показатели.

Стратегический менеджмент промышленного бизнеса должен осуществляться на основе методологии, в соответствии с которой разрабатываются подходы, методы, методики планирования и реализации стратегий в зависимости от целей, специфики производства и рыночного окружения.

Стратегический менеджмент на промышленном предприятии включает в себя комплекс действий, а именно:

  • планирование (формирование, создание) одной или нескольких стратегий как особого вида плановых документов;
  • организация процесса формирования стратегий, в том числе создание управленческой структуры, способной не только планировать стратегии, но и эффективно их реализовывать;
  • контроль над процессом создания и реализации стратегий с целью соблюдения временных, правовых, экономических и других параметров;
  • мотивация персонала на достижение запланированных результатов в процессе формирования и реализации стратегий.

Необходимо подчеркнуть, что стратегический менеджмент промышленного бизнеса используется на предприятиях с высоким уровнем нестабильности внешней среды, так как при низком — предприятие может работать без четко сформулированной стратегии, базируясь на прошлом опыте, который применим в будущем при принятии управленческих решений.

Причины возникновения стратегического менеджмента промышленного бизнеса не сводятся только к возрастающей нестабильности и неопределенности внешней среды. Его появление связано с другими объективными факторами в различных отраслях производства, которые определяют общие подходы к решению проблем, а именно:

  • зависимость большинства предприятий промышленного бизнеса от «стандартных» факторов внешней среды (конкуренты, потребители, поставщики и т. д.);
  • наличие типовых способов принятия управленческих решений для определенных проблем;
  • ограниченное и известное число конкурентных преимуществ;
  • зависимость эффективной управленческой деятельности от правильного взаимодействия основных элементов системы управления: организационной структуры, методов мотивации, личностных характеристик менеджеров и т. д.;
  • использование одинаковых методов и систем учета, прогнозирования и планирования на предприятиях и пр.

Таким образом, для каждого уровня нестабильности с учетом отраслевой специфики можно подобрать свои комбинации элементов системы управления, разработать определенные схемы действий, правила, процедуры, зафиксированные в стратегии, которые позволят оптимизировать деятельность предприятия.

В этом заключается фундаментальная функция стратегии — стандартизация элементов системы управления в виде инструкции для принятия управленческих решений в прогнозируемых ситуациях.

Стратегия как инструкция для принятия решения позволяет обеспечить:

  • уменьшение времени для принятия решения и повышение их эффективности;
  • правильный выбор направления будущего развития;
  • организацию согласованной деятельности подразделений предприятия;
  • целенаправленное получение информации о внутренней и внешней среде предприятия и быструю и адекватную реакцию на изменения в них;
  • создание необходимых конкурентных преимуществ;
  • формирование текущих технико‑экономических показателей деятельности предприятия;
  • определение необходимых управленческих качеств руководителей;
  • преодоление внутреннего сопротивления изменениям и т. д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)