Определение стратегии предприятия промышленного бизнеса

Стратегия — это сложное и многогранное понятие. В научной литературе понятие стратегии можно рассматривать как:

  • план, обеспечивающий достижение основных целей организации;
  • принципы (правила) принятия управленческих решений;
  • рыночную позицию (положение) конкретного товара (в отрасли, во внешней среде и т. п.);
  • перспективу (видение) развития будущего предприятия;
  • прием (способ) опережения конкурента и пр. Существуют и другие определения понятия «стратегия».

Стратегия предприятия промышленного бизнеса — плановый документ, определяющий будущую деятельность предприятия (его подразделений) и включающий в себя систему элементов, на основании которых менеджеры осуществляют управление текущей деятельностью (рис. 6.2).

Стратегические показатели — это количественные или качественные ориентиры, результаты и пр., которые необходимо достичь в будущем (например, показатели экономической целесообразности, стратегической позиции и пр.).

Состав таких показателей варьируется в зависимости от типов стратегий и используется:

  • для составления текущих плановых показателей, таких как объем продаж, себестоимость, прибыль и пр.;
  • в качестве критериев принятия управленческих решений (например, расходы на рекламу не выше заданного процента от выручки, доля рынка не менее определенной величины и т. д.).

Как исходные данные, так и стратегические показатели являются условными, то есть достижение стратегических показателей возможно при наступлении определенных условий.

Можно выделить следующие факторы, объясняющие условность стратегических показателей:

  • неполнота или неточность информации о составе, значениях, взаимном влиянии, динамике наиболее существенных технических, технологических, экономических и других параметров внутренней и внешней среды;
  • неточности и ошибки в расчетах, которые происходят из‑за погрешности в методах расчета, интерпретации исходных данных, результатов и пр.;
  • упрощение при моделировании сложных организационно‑экономических систем;
  • слабая предсказуемость изменений факторов внешней среды и др.

Стратегические правила принятия управленческих решений как один из элементов стратегии, представляют собой ряд императивных утверждений для принятия оптимального для сложившейся ситуации управленческого решения.

Перечень стратегических принципов различен для разных типов стратегий. Например, такие стратегические правила могут быть разработаны в отношении:

  • формирования критериев экономической целесообразности;
  • достижения оптимальной стратегической позиции;
  • создания или укрепления (удержания) конкурентных преимуществ;
  • децентрализации управления;
  • обеспечения оптимальной скорости реагирования на изменения во внешней среде и т. д.

Стратегические компоненты внутреннего потенциала предприятия — это возможности (компетенции) предприятия, необходимые для достижения стратегических показателей в соответствии со стратегическими правилами.

Внутренний потенциал предприятия представляет собой возможности, компетенции, умения, навыки персонала предприятия. В стратегическом менеджменте внутренний потенциал предприятия имеет особое значение, так как от способностей работников предприятия зависит успешное формирование и реализация стратегии.

Функциональные подразделения имеют общие составляющие потенциала: квалификация персонала, его знания и опыт, техническая база и оборудование. Внутренний потенциал обладает дополнительными возможностями, основными из которых являются:

  • постановка и разделение задач между функциональными подразделениями;
  • создание структуры полномочий и ответственности внутри функциональных подразделений и между ними, а также способы их реализации;
  • формирование системы норм, ценностей, вознаграждений, используемых в функциональном подразделении;
  • осуществление интеграции, координации и руководства различными видами функциональной деятельности для достижения общих целей предприятия.

Можно выделить следующие основные характеристики стратегии:

  1. стратегия предназначена для принятия управленческих решений в будущем и формирования текущих технико‑экономических планов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить эффективность коммерческой деятельности;
  2. создание стратегии оправдано при высокой нестабильности внешней среды, поскольку позволяет руководителям быстро реагировать на изменения во внешней среде из‑за сокращения времени на принятие решений;
  3. создание стратегии не приводит к немедленным действиям, так как она разрабатывается на долгосрочную перспективу;
  4. стратегия формируется на основе прогнозов развития внутренней и внешней среды, поэтому периодически корректируется при получении новой, более точной и полной информации;
  5. стратегия должна быть согласована в своих основных положениях, иначе возникают препятствия для принятия правильного управленческого решения;
  6. разработка стратегии — дорогостоящий процесс с точки зрения финансовых и временных затрат;
  7. существует значительный риск разработки неэффективной и нереализуемой стратегии, приводящей к ухудшению позиции предприятии на рынке;
  8. стратегии разрабатываются для определенного уровня управления промышленного предприятия, поэтому имеют иерархию;
  9. взаимосвязь стратегий приводит к тому, что каждая из них рассматривается как часть системы стратегий предприятия;
  10. четкое описание стратегии во многом зависит от способностей управляющего;
  11. из‑за своей сложности и коммерческой важности стратегия может быть известна только узкому кругу менеджеров высшего звена;
  12. стратегия может представлять коммерческую тайну.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)