Определение функции контроля на предприятиях промышленного бизнеса

Контроль на предприятиях промышленного бизнеса (далее — контроль) — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль заключается в осуществлении руководством предприятия системы мер с целью достижения наилучшего результата деятельности подразделения (предприятия) при совершении работниками трудовых функций, выполнении своих обязанностей и поручений руководства. Контроль определяет законность и целесообразность осуществляемых на предприятии действий.

Функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда сформулированы цели и задачи деятельности предприятия на различных его уровнях. Контроль необходим по нескольким причинам, а именно:

  • наличие неопределенности в реализации планов, поведении людей, взаимодействии подразделений;
  • необходимость предотвращать возникновение кризисных ситуаций вследствие ошибочных действий и управленческих решений;
  • важность поддержания успеха. Выделяют три вида контроля:
  • предварительный контроль;
  • текущий контроль;
  • заключительный контроль.

Предварительный контроль — это реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в отношении трех ключевых ресурсов, а именно:

  1. Человеческие ресурсы. Анализ знаний навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора подготовленных специалистов с учетом минимально допустимого уровня образования, стажа работы, рекомендаций.
  2. Материальные ресурсы. Предварительный контроль производится с помощью выработки стандартов минимально допустимого уровня качества и проведения проверок поступающего материала.
    3. Финансовые ресурсы. Средством контроля является составление бюджета (текущего финансового плана), где устанавливаются предельные значения затрат.

Текущий контроль осуществляется в ходе текущей деятельности предприятия и заключается в регулярной проверке работы подчиненных, обсуждении возникающих проблем и предложении по усовершенствованию, что позволяет исключить отклонения от целевых (плановых) параметров. При осуществлении текущего контроля необходимо наладить обратную связь для сбора данных о полученных результатах.

Отклонения, выявленные в ходе контроля, могут быть вызваны внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы обуславливают проблемы, связанные с внутренними элементами организации.

Внешние факторы — это все то, что воздействует на организацию из окружающей среды. Организация должна уметь адаптироваться к внешним изменениям.

Заключительный контроль основан на организации обратной связи в ходе проведения работ и после их завершения для того, чтобы достичь требуемых результатов.

Заключительный контроль позволяет:

  • получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования аналогичной деятельности, оценить, насколько обоснованно были разработаны планы, чтобы избежать ошибок в будущем;
  • совершенствовать процесс мотивации, что позволит сопоставить вознаграждение с достигнутым результатом.

Процесс контроля состоит из нескольких этапов:

1. Установление стандартов — конкретизация целей, в отношении которых процесс поддается измерению. Например, получение прибыли 1 млн рублей в 2000 году.

Все стандарты могут быть взяты из многочисленных целей, которые характеризуются:

  • соизмеримостью со временем;
  • измеримостью — конкретным критерием, по отношению к которому можно оценить степень достижения цели.

2. Установление показателей результативности определяет критерии достижения поставленных целей. Например, процент выполнения плана объема продаж или подход к определению морального уровня.

3. Сопоставление результатов с установленными стандартами определяет насколько достигнутый результат отклоняется от стандарта в допустимых пределах. Например, замедление оборачиваемости оборотных средств из-за высокой дебиторской
задолженности может привести к росту кредиторской задолженности.

4. Измерение результатов помогает понять насколько удается соответствовать установленным стандартам.

5. Проведение корректировок необходимо, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов (плановых показателей).

6. Передача и распространение информации помогает довести до сведения заинтересованных лиц результаты контроля.

7. Оценка информации о результатах показывает насколько важна полученная информация и насколько адекватно отражает исследуемое явление. Распространяемая информация необходима для принятия правильного управленческого решения в будущем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)