Олигофрения у детей с церебральным параличом

Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выражен­ная недостаточность познавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.
Олигофрения разной степени выраженности наблюдается в 35–50 % слу­чаев ДЦП.

Наиболее часто она является результатом корковых поражений моз­га, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой систе­мы, что имеет место при атоническиастатической форме детского церебраль­ного паралича. Кроме того, она наблюдается при генететически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризующаяся нерав­номерностью проявлений интеллектуального дефекта. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преимущественном недоразвитии таких выс­ших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для олигофрении признаками – кон­кретностью и инертностью мышления. В других преобладает недоразвитие передних отделов мозга – лобной коры. Эти дети отличаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможенностью.

Нередко Олигофрения у детей с церебральным параличом сочетается с резко выраженной неспособностью ребенка к психическому усилию, с чрезмер­ной отвлекаемостью, полной бездеятельностью, трудностью установления кон­такта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атоническиаста­тической форме детского церебрального паралича.

Значительное место в структуре аномального психического развития детей с церебральным параличом занимают недостатки речи. Характерно многообра­ зие форм речевых нарушений у детей с церебральным параличом.

Они прояв­ляются в виде следующих основных форм:

  • дизартрия – нарушения произносительной стороны из-за патологической иннервации речевых мышц;
  • алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;
  • дислексия – существенные трудности в овладении чтением; дисграфия – нарушения формирования письменной речи; невротическое и неврозоподобное заикание,
  • нарушения речи по типу мутизма.

Наиболее частой формой речевой патологии у детей с церебральным па­раличом является дизартрия. При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обусловлено пора­жением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

К особенностям нарушений моторики артикуляционного аппарата при дизартрии относятся:

  • недостаточность произвольных артикуляционных движений;
  • нарушение мышечного тонуса речевого аппарата;
  • недостаточность пропригиптивной афферентации от мышц речевого аппа­рата;
  • наличие гиперкинезов и других насильственных движений при некоторых формах дизартрии;
  • влияние патологических тонических рефлексов на мышцы артикуляционно­ го аппарата, что в свою очередь определяет наличие патологической проприо­цептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Этим обусловлена слабость ощущений и движений органов артикуляции.

Тесная взаимосвязь патогенетических механизмов двигательных и речедви­гательных расстройств при детском церебральном параличе требует специ­ального комплексного подхода к их диагностике и коррекции на основе ней­роонтогенетического принципа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)