Оперативно-розыскная деятельность в СССР

Система и структура сыскных подразделений в целом оставались неизменными до 11 марта 1917 г., когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус жандармов и его дела переданы военному ведомству. После Великой Октябрьской социалистической революции жандармские управления и полицейские участки были разгромлены и сожжены, многие полицейские арестованы, однако уже в июле 1917 г. в столице создается Управление уголовного розыска.

Начинался новый период в истории, в котором нашлось место дальнейшему развитию основ будущих научных исследований в области ОРД которые закладывались в 20-30 гг. прошлого столетия. По указанию Ф.Э. Дзержинского органами ВЧК и уголовного розыска были изучены различные инструкции царской полиции, критически проанализированы тактико-технические приемы сыскной работы, отобран лучший исторический опыт для использования и применения в своей деятельности.

Согласно Положению об уголовном розыске, принятом в 1918 г. и Инструкции по уголовному розыску (1919 г.), чрезвычайным комиссиям по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и саботажем, принятым IV Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий 3 февраля 1920 г., оперативным аппаратам предусматривалось иметь секретных агентов и информаторов.

Важную роль в совершенствовании оперативно-розыскной работы сыграла Инструкция по организации секретной агентуры в учреждениях уголовного розыска, объявленная приказом Главного управления милиции от 2 ноября 1921 г. Эта инструкция определила статус секретных разведчиков и негласных осведомителей, а также принципы их деятельности.

Дальнейшее развитие ОРД было связано с бесконечной реорганизацией оперативно-розыскных органов. До 27 декабря 1932 г. органы ОГПУ и рабоче-крестьянской милиции функционировали самостоятельно. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого в качестве Главного управления государственной безопасности вошло ОГПУ. В относительно короткий исторический промежуток среди субъектов, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность, функционировали НКВД, НКГБ, военная контрразведка «Смерш», МГБ, КГБ, МВД.

В годы советской власти оперативно-розыскная функция борьбы с преступностью развивалась на эмпирическом уровне и обобщалась исключительно в закрытых ведомственных нормативных актах.

Не секрет, что в 30-е гг. оперативная работа была ориентирована в основном на выявление подлинных и мнимых «врагов народа». Именно такую задачу ставило перед оперативными подразделениями руководство страны и правоохранительных органов. Однако, даже наряду с борьбой с троцкистами, «правым уклонизмом», «левым оппортунизмом» и т.д., оперативные подразделения осуществляли свою главную функцию – борьбу с уголовной преступностью. Наибольшее внимание уделялось борьбе с бандитизмом, хулиганством, самогоноварением, проституцией, убийством, конокрадством и некоторыми другими распространенными категориями преступлений.

После Великой Отечественной войны началось восстановление кадрового состава оперативных аппаратов, стали предприниматься организационные меры, направленные на разработку организационно-правовых и теоретических проблем оперативно-розыскной деятельности. Именно в 40-х годах ХХ столетия появились первые научные публикации специалистов, работающих непосредственно в области ОРД, а в 50-60 гг. началась систематическая и планомерная разработка научных основ теории оперативно-розыскной деятельности. Это стало возможным, в частности, благодаря принятию в 1958 г.

Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, УПК союзных республик, где впервые оперативно-розыскная деятельность была признана государственной функцией борьбы с преступностью, и появился термин «оперативно-розыскные меры». До этого в закрытых изданиях употреблялись термины «оперативная работа», «агентурно-оперативная работа».

В трудах по криминалистике использовался термин «розыскная работа». Можно с уверенностью сказать, что уголовно-процессуальный закон в определенной степени сделал оперативно-розыскную деятельность легитимной и обозначил ее правовую основу. Дальнейшее развитие законодательства, достижений правовой науки послужило толчком к самостоятельному развитию теории ОРД, признанию ее в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Теория ОРД начала формировать специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников, типичные признаки латентных преступлений и наиболее эффективные (преимущественно негласные) силы, средства и методы, применяемые оперативными подразделениями для своевременного выявления преступлений, их предупреждения и раскрытия, обеспечения неотвратимости ответственности виновных в их совершении. Особый вклад на этом этапе становления и развития теории ОРД внесли В.Г. Бобров, Б.Е. Богданов, А.С. Вандышев, А.Ф. Возный, Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашев, С.С. Овчинский, В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов, А.Б. Утевский и др.

С закреплением в первом Законе РФ (1992 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» основных правовых и организационных параметров ОРД она была признана легитимной; преодолено представление о ней в обществе как выходящей за рамки законности и противоречащей нравственным принципам. Получили законодательное подтверждение правомерность и социальная обусловленность ОРД как важнейшие составные части правоохранительной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)