Обыденный, конфессиональный и научный подходы к религии

Проблема определения сути того, что представляет собой религия, кажется для многих в России совершенно простой и очевидной – это Православие и то, как его толкует ваш духовник, православный священник,батюшка.

Для мусульман, буддистов, иудеев или представителей других вероисповедальных форм, соответственно, религией является именно их духовная традиция, но вместе с тем для значительного числа людей, особенно молодежи, религией представляется общая и неопределенная вера в существование некоторого Высшего Начала, которое может помочь сдать
сессию или разрешить ряд других жизненных проблем, если человек себя хорошо ведет.

Такое понимание обычно называют «обыденным», или «массовым». Оно, сталкиваясь с фактом сосуществования в одном государственном, городском или деревенском пространстве, а порой и в одной семье, нескольких разных религий, каждая из которых утверждает, что несет единственную высшую истину, ощущает внутреннюю напряженность от такой дисгармоничности и вынуждено искать объяснение этому парадоксальному многообразию.

Простейшим решением кажется разделение по принципу «свои – чужие», при этом «свое» («наше») признается однозначно правильным, тогда как «чужое» – ложным и опасным, с ним следует вести героическую борьбу, его следует максимально угнетать, чтобы оно не повредило чистоте «своего»; его лучше изгнать, а еще лучше вообще уничтожить.

Маркером (значимым признаком) «своего» могут являться расовые, половые, возрастные, семейно-клановые, этно-национальные, конфессиональные, корпоративные, групповые или идеологические особенности.

Деление мира на свой и чужой характерно для мифологии вообще. Вместе с тем и на уровне мифа, сказки и фантастики имеется представление о том, что иногда абсолютно чужое «Чудище» может оказаться более своим, чем члены собственной кровной семьи («Конек-горбунок», «Аленький Цветочек», «Властелин Колец», «Звездные войны», «Гарри Поттер»), что действительно «свои» – это те, кто вас любит и прощает, кто готов вам бескорыстно помочь в трудную минуту.

Другой подход, который можно назвать «профессиональным», будет представлять позиции светских авторов и «конфессий» (от лат. confessio – исповедание), больших и не очень больших сообществ (например, Римско-католическая церковь объединяет более миллиарда сторонников), имеющих долгую историю развития, сложившиеся системы, доказательства и объяснения своего миропонимания, систему подготовки и переподготовки кадров священнослужителей.

Здесь под «подлинной религией», или «достойной жизнью», вообще всегда понимают только свою традицию как единственно истинную и цельную форму бытия, тогда как другие полагаются частично истинными или ложными вообще, поскольку они более или менее отличаются от данной формы.

В истории России, Европы и всей цивилизации такой подход был основой как для национального и цивилизационного самоопределения, так и для межконфессиональных столкновений и религиозных войн. Достаточно вспомнить кровавое подавление выступления монахов Соловецкого монастыря или Варфоломеевскую ночь во Франции.

Еще известный английский философ Давид Юм (1711 – 1776) отмечал, что понимание христианства крестьянами католической Франции и протестантсткой Англии гораздо ближе друг другу, чем между единоверцами – крестьянами и теологами – этих стран. Профессиональный конфессиональный подход долгое время служил для наставления носителей обыденного сознания, большинства простых верующих, которые в силу сложности профессионального богословского понимания просто принимали позицию официальной церковной структуры на веру, не вникая в тонкости профессионального богословия.

Расколы христианства на враждующие конфессии, формирование национальных государств и светской культуры вызвали к жизни новый – светский, научно-философский – профессиональный подход к общему пониманию религии.

В любом современном государстве сосуществуют носители разных конфессий, и признаком его цивилизованности выступает защита свободы вероисповедания, когда всей мощью государства утверждается невозможность дискриминировать, подавлять или истреблять людей за их религиозные предпочтения.

Здесь признается отказ от деления религий на истинные и ложные, ценится непредвзятость, объективное рассмотрение явлений наблюдаемой социальной действительности, ибо религия для науки и философии – это, прежде всего, факт существования объединений индивидов, именующих себя «религией», эмпирическое социальное явление.

Данный подход получил поддержку на уровне международных соглашений, подписанных Российской Федерацией. Особенностью международных правовых документов является то, что понятие религии сознательно трактуется в предельно широком значении.

Так, в ходе слушания дела Манусакис против Греции (1996 год) Европейский суд пришел к выводу, что государство не имеет права выносить решение относительно того, действительно ли при слушании дела что-то является религией или нет, и недвусмысленно объявил, что политика, которая лежит в основе гарантий на свободу вероисповедания, обеспечиваемых конвенцией (Европейской конвенцией по правам человека), заключается в следующем: «гарантировать
настоящий плюрализм вероисповеданий».

Достаточно того, что организация верующих честно признает себя религией. Европейский суд отметил, что «свобода вероисповедания, гарантией которой является конвенция, исключает всякое право государства определять законность религиозных верований или способов выражения этих верований.

Определение религии, применяемое в конвенции и Международном пакте о гражданских и политических правах, очень широко и включает в себя как теистические, так и нетеистические религии, а также «редкие и практически неизвестные верования.

Комитет со вниманием рассматривает любую склонность к дискриминации любой религии или веры по любому поводу, включая тот факт, что эти религии являются новыми или нетрадиционными, и это может стать поводом враждебного отношения к ним со стороны господствующих религиозных сообществ».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)