Образование и воспитание у древних египтян

Египетская цивилизация – одна из самых древних. В Египте еще до I египетской династии (IV тысячелетии до н.э.) писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Впоследствии этими же знаниями стали пользоваться для передачи более отвлеченных понятий, связанных с культом.

Развитие письменности можно проследить по следующей таблице:

Образование и воспитание у древних египтян

Впоследствии клинописное письмо распространяется по многим восточным странам. В течение долгих веков, вплоть до Нового времени, древние письмена считали магическими и даже каббалистическими знаками.

Лишь в XIX веке французский ученый Жан Фраснуа Шамполъон увидел в египетских иероглифах не рисунки, а обозначение слогов и даже букв. Именно ему удалось расшифровать древние тексты.

В Египте статус писцов приравнивали к божественному. Они считались посредниками между людьми и богами.
Первоначально египтяне жили по обоим берегам великого Нила разрозненными племенными объединениями – номами. О том, как был организован их быт, мы можем судить по источникам (ходя и весьма отрывочным) раннего времени.

В основном это – надписи на стенах пирамид и саркофагов, например, «Тексты пирамид» (эпоха Древнего царства – XXVI – XXIII вв.до новой эры); «Тексты саркофагов» (эпоха Среднего царства – XXI – XVIII вв. до н.э.) От эпохи Нового царства до нас дошло гораздо больше сочинений, но в основном они религиозного содержания.

Не менее ценными источниками являются труды античного историка Геродота, посетившего Египет в V веке до н.э.
По мере развития государственности в Египте были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе, хотя и переплетались с религиозно мифологическими представлениями, верой в магию и колдовством, но вместе с тем и аккумулировались тогда в философии, в ней же были сделаны первые педагогические обобщения.

В этой связи, видимо, уместно провести высказывание египтолога Рудольфа Антеса: «.. .не сумма знаний определяет качество интеллекта. Истинным критерием разума человека, очевидно, является вопрос, сознает ли он пределы своего знания. Он должен знать свое место в том, что касается рассудка, и в том, что связано с религиозным верованием… Древнейшие египтяне пользовались разумом в самой высокой степени там, где это было нужно, и с должным уважением подходили к тому, что превышало их разумение».

Нельзя не восхищаться «творческой силой древнеегипетского ума, поднявшегося на высоту грандиозных задач своего века, а в полете фантазии за пределами познанного, одарившего человечество яркими художественно-образными толкованиями окружающего мира».

До нас дошли наставления одного египетского чиновника своему сыну. Он отговаривает последнего от таких профессий, как ремесло медника, башмачника, каменщика и даже офицера, рисуя их самыми темными красками, но зато усиленно рекомендует заняться науками, так как только они обеспечат ему безбедное существование и общественный почет3.

В период расцвета древней египетской цивилизации образование и воспитание уже носили стройный, хотя и ярко выраженный классовый характер.

Низшие классы получали весьма скудное образование, причем дети воспитывались и обучались дома, перенимая житейские навыки у отцов и родственников. Чтение и письмо было редкостью.

Интересно
Впрочем, одна часть египетского общества была уравненной в отношении образования, независимо от классовых делений: это были женщины. Девочек (были ли они дочерьми египетских вельможей или бедных ремесленников) учили мало и немногому (отсюда, возможно, и пошла традиция Востока, меньше всего обращать внимание на образование женщин). Зато мальчики высших классов египетского общества получали очень тщательное и серьезное образование в сравнительно хорошо поставленных общественных школах. Там преподавались чтение, письмо, математика, землемерие, астрономия, теология, музыка.

Особое внимание уделялось обучению арифметике и геометрии. Не случайно великий греческий ученый Платон восторженно описывал наглядный метод этого преподавания, подчеркнув тот факт, что оно сообразовалось с возрастными особенностями детей и подростков. Начиналось все с игры. Физическое воспитание сводилось главным образом к закаливанию детского и юношеского организма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)