Обучение дошкольников диалогической речи

Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности.

Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Но диалог – не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л. П.Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста. Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер.

В связи с этим его речь, как указывает Д. Б.Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном Изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношения к взрослым: возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи – сообщения.

У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контроле за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы – указания, оценки, согласование действий.

Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А. Г. Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

А. Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор.

Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после 2-3 вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: «Я не умею так, я не хочу в это играть». У детей четрех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно.

Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения со взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативны обращения ко взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения со взрослыми сложные и сокровенные темы. Особенности диалога младших дошкольников раскрыл: Т. Слама-Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи.

Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

  • у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;
  • многочисленные обращения принимают повелительную форм («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
  • диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
  • у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;
  • диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;
  • структура диалогов довольна проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;
  • в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;
  • неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включается в диалог, другой – выходит);
  • непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы.

Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н.Ф. Виноградова. К ним относятся:

  • неумение правильно строить предложение;
  • неумение слушать собеседника;
  • неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;
  • неумение давать реплики;
  • частое отвлечение от поставленного вопроса;
  • невладение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

В исследовании А. В. Чулковой отмечается, что старшие дошкольники испытывают удовольствие от общения, придумывают диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем. Однако их диалоги малосодержательны, дети. Пользуются разнообразными типами предложений, прямой репью. Таким образом, основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.

Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.

Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

  • умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
  • умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
  • умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
  • владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);
  • умение использовать мимику и жесты;
  • умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе. Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы:

1. Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е. И. Тихеевой. потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ним своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллектив­ но и индивидуально.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сан инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:

  • с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;
  • начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;
  • разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;
  • внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;
  • говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;
  • необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

3. Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешил на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и Котенок?» Во втором случае воспитатель предлагает содержание Диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился». Дети должны придумать реплики. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Интересно
Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и др.): «Факты», «Согласен-не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить “да и “нет » и др. Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун». «Гуси- гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Игры – инсценировки и игры – драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим школьникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Беседа как метод формирования диалогической речи. Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И.Тихеева. Е.А.Флёрина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию.

В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.

Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания.

Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают – до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения Подробнее с тематикой бесед можно познакомиться и работах Э.П. Коротковой, М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлении, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы Должны быть несколько сложнее ранее проведенных

По назначению беседы могут быть:

  • вводными (предваряющими), цель которых – создать интерес к деятельности, подготовить детей к усвоению новых навыков. Они должна быть краткими и эмоциональными:
  • сопутствующими (сопровождающими), цель которых – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить Полное восприятие предметов и явлений, помочь получить отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсии, прогулок. Специфика этих бесед состоит в l(,v, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют Полученные впечатления в слове;
  • заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения. Отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями. Эти беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебинять, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т.д.).

Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя. от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одною на другое.

Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания. Начало беседы «крайне ответственно, так как задача педагога – собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели.

Начать беседу можно по-разному:

  • с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»:
  • с чтения стихотворения (например, начатом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С.Я. Маршака «Загадка»);
  • с показа картины (например, беседу об осени можно на1ать с показа репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»);
  • с загадки, например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге);
  • с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях), послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: «Дети, кто из вас ешил в поезде?»).

В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. Г. что целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нес не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели. Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу.

Интересно
По мнению Е. И.Тихеевой, умение спрашивать – дело нелегкое. Задать вопрос – значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно-речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести к репродуктивным или поисковым вопросам.

Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констатации (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что, какой, как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение («Какой скоро будет праздник?»; «Как называется профессия, который учит детей?» и др.). Поисковые вопросы начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем». Эти вопросы Tpe6vKvr установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений выводов («Для чего нужен почтовый ящик?; «Почему надо бережно относиться к хлебу?» и др.).

При проведении бесед важно также использовать:

  • вопросы, наталкивающие на сравнение; контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: «Чем отличается корова от теленка?»:
  • вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить’ «Как можно облегчить ее труд?»;
  • вопросы, требующие обобщения в слове, т.е. употребления соответствующего понятия Например: «Яблоко, груша, слива – как все это назвать одним словом? (фрукты)», а «Автомобиль, автобус, трамвай?» (транспорт).

В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей пяти-шести лет. Например, основной вопрос «Что варят из фруктов?» (компот); наводящий вопрос «Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?» (варенье, повидло); подсказывающий вопрос «А джем варят?»

Е. И. Радина 1961 и Э п. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

  • формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка:
  • вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными. Например, воспитатель хочет, чтобы дети описали внешние признаки коровы и задает вопрос: «Что вы знаете о корове?» Дети отвечают «Коровы большие», «У коровы молоко». Вопрос поставлен неопределенно и не дает направления Детской мысли:
  • в вопросах не должно быть непонятных для детей слов. Например: «Какие предметы делают из шерсти?» Вместо слова «вещи» употреблено слово «предметы»);
  • не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли. Например, неправильно задавать 5-6-летним детям вопросы: «Сколько ног у лошади?»; «Сколько глаз у кошки?»; «Где живет волк?», – так как, во-первых, это детям уже хорошо известно, и, во-вторых, такие вопросы ничего не прибавляют к знаниям детей о животных. Правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: «Какие у него глаза, хвост и т.д.», установление зависимостей: «Почему волк живет в лесу?»;
  • нельзя задавать вопросы в отрицательной форме («А вы не знаете, как называется?»), так как они провоцируют детей на отрицательный ответ;
  • вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
  • количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу. В беседе большую роль играют указания педагога. Они помогают устанавливать порядок и правила высказывания детей, привлекают их внимание к вопросам взрослого и ответам сверстников («Послушайте внимательно, о чем я буду вас спрашивать»; «Подумайте хорошо, прежде чем ответить»; «Отвечать будет тот, кого я назову» и т.д.); приучают детей к сдержанности («А ты послушай, не перебивай, надо уважать товарища»; «Ты даже не знаешь, что я хочу сказать, а уже тянешь руку»).

Ряд указаний относится к уточнению детской речи, которые имеют место во время беседы, но не нарушают ее стройности. Например, ребенок говорит: «Лазют по снегу». Не фиксируя внимание ребенка на допущенной ошибке, воспитательница замечает: «По снегу ползут». Ребенок продолжает рассказ: «Разведчики тихо ползут по снегу». Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картину, игрушку, предмет в натуре, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятие.

Наглядный материал используется по-разному: одни предметы воспитатель показывает всей группе (картина, живое существо и т. п.), другие раздает детям (предметные картинки, листья деревьев, семена). Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия.

В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой. Например, в беседе «О почте» можно выделить четыре подтемы: здание и помещения; почтовые принадлежности; путь письма от отправителя до адресата; труд работников почты.

В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами:

  • изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;
  • провести дидактическую игру на том же программном материале;
  • предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы;
  • прочитать художественный рассказ;
  • дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками.

Для этого, по мнению Е. И. Радиной и О. И. Соловьевой, необходимо соблюдать следующие правила:

  • беседа не должна длится долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают участвовать в ней, т.е. перестают активно мыслить;
  • во время беседы воспитатель должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать (неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко);
  • нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;
  • дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить им ответить хором;
  • не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний. В таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом;
  • нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка. Например, на вопрос: «Какое сейчас наступило время года?» дети, следуя требованию, вынуждены отвечать: «Сейчас наступило время года весна». Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;
  • часто вопрос, задаваемый воспитателем, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть готов к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка, заявив: «Об этом поговорим в другой раз».

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию — вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступить во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)