Образовательная и издательская деятельность

К внекультовой деятельности также относится образовательная и издательская работа, осуществляемая религиозными организациями. В этих целях создаются специальные духовные учебные заведения и издательства, специализирующиеся на издании соответствующей литературы.

Духовные учебные заведения – теологические образовательные школы разного уровня в христианстве, исламе, иудаизме, а также в других религиях (буддизме, индуизме). В них ведется профессиональная подготовка священно- и церковнослужителей (служителей культа), а также специалистов и преподавателей религиозных дисциплин, как теоретических (например, теология, религиозная философия), так и практических, прикладных (например, певческое искусство, иконопись).

К высшим учебным заведениям в христианстве и в современном (реформированном) иудаизме обычно причисляются теологические (богословские) академии, университеты (факультеты вузов) и институты. В классическом иудаизме в различные периоды выделялись высшие талмудические школы – иешибот, мидраш-гадоль, бет га-мидраш и др.

К духовным средним учебных заведениям относятся духовные семинарии, специализированные гимназии, колледжи, лицеи и школы, в исламе – медресе, в иудаизме – раввинистические училища (на территории России – с 19 в.).

Начальными (низшими) духовными учебными заведениями в различное время считались православные епархиальные духовные училища, католические протосеминарии, мусульманские мектебы, еврейские талмуд-торы, хедеры, классы частных учителей-раввинов.

В русском православии наиболее известными духовными учебными заведениями являются Казанская, Киевская, Московская, С.-Петербургская духовные академии и семинарии, в католицизме – Папские теологические университеты (Ватикан и Испания) и Папский библейский институт (Ватикан). Евангелическо-лютеранские духовные учебные заведения в странах Балтии представлены, например, Теологическим институтом (Таллинн) и семинарией (Рига).

С конца 20 в. в Москве действуют православные институты и университеты Русской православной церкви – Библейский богословский институт св. апостола Андрея, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет, Российский православный университет им. св. апостола Иоанна Богослова, Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, католический Институт философии, теологии и истории св. Фомы (до 2004 – Московский колледж католической теологии св. Фомы Аквинского), протестантские духовные учебные заведения – Московская богословская семинария и Московский заочный библейский институт евангельских христиан-баптистов, Заокская духовная академия адвентистов седьмого дня и др.

В Европе мусульманские медресе появились в 12 в., хотя в арабских странах (обычно в городах при крупных мечетях) они существовали и раньше – с Х века. Преподавание велось в них в рамках конкретного мазхаба (религиозного направления). В 20 в. некоторые медресе были преобразованы в институты и университеты. Сегодня особой популярностью пользуются ал-Азхар в Каире, Низамийя в Багдаде. Недавно создан Ташкентский исламский институт в Узбекистане. На территории бывшего СССР медресе ныне действуют в Баку, Бухаре, Уфе.

При Московской хоральной синагоге открыт иешибот. В индуизме духовные учебные заведения обычно входят в состав крупных религиозно-культурных центров – ашрамов. Известны индийские ашарамы Шри Ауробиндо в Пондишери, Раманашрам в Тируваннамалай). В буддизме также сохранилась традиция устраивать учебные заведения при монастырях (в частности, в Иволгинском дацане на территории Бурятии, являющемся резиденцией традиционной буддийской сангхи (общины) России, воссоздана школа для обучения лам).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)