Общение в малой группе

Специфика общения в науке обусловливается самой природой творческой деятельности – неудовлетворенностью существующим уровнем научного познания и коллективными действиями, направленными на его приращение.

Научное познание и научное общение неразрывно связаны.

Наука – это постоянное столкновение идей, внутренний спор и спор прямой, непосредственный.

Без научного общения нет науки.

Процессу научного общения в малой группе присущи некоторые особенности, отличные от общения на уровне больших научных групп. Научные контакты между членами малых групп носят повседневный, регулярный характер, обусловленный реализацией общей программы.

Поскольку процесс ее выполнения осуществляется не по заданному алгоритму, а в условиях имеющего вероятностную природу творческого поиска, то для любой из стадий ее разработки характерны неформализуемые контакты между специалистами группы.

В процессе научного поиска, работая над своим фрагментом общей программы, каждый член группы сталкивается с проблемными ситуациями, для разрешения которых уровень индивидуально-творческих способностей и научной информированности отдельного ученого оказывается недостаточным.

Внутренний диалог, общение ученого с “самим собой” не всегда позволяет справиться с возникшей проблемной ситуацией.

Это и обусловливает потребность ученого в научном общении, в совместном поиске научной истины. “Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, – отмечает М. М. Бахтин, – она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения”.

Феномен научного общения в реальных научных коллективах специально анализировался в ходе эмпирического исследования. Изучался, в частности, показатель интенсивности научного общения в зависимости от вида программ. При этом сравнивались показатели интенсивности общения в двух типах групп: работающих по общей программе и работающих разобщенно, по индивидуальным программам.

В группах, где каждый из сотрудников работал по индивидуальным программам, так называемый индекс интенсивности общения варьировал от 10 до 20%, а в некоторых группах научное общение практически отсутствовало.

В то же время в группах с единой программой реализовывалось от 30 до 50% возможных научных контактов. Здесь также изучался статус сотрудников в структуре группового научного общения.

При этом выявилось, что каждый исследователь занимает позицию, которая характеризуется большей или меньшей степенью его включенности (по числу научных контактов) в процесс научного общения.

Самый высокий статус соответствует позиции, которая названа лидерской, а член группы, занимавший эту позицию, назван соответственно лидером научного общения в группе.

Как показал анализ эмпирических данных, лидером научного общения в группе, работавшей по общей программе, являлся сотрудник, которого большинство других членов группы воспринимало как автора программы. Притязания же кого-либо в группе, в том числе и ее руководителя, на лидерство в научном общении не оказывают существенного влияния на распределение позиций в структуре группового научного общения.

Ключевая позиция лидера дает ему возможность оказывать наибольшее воздействие на процесс научного общения в группе, способствовать его интенсификации и в значительной степени продуктивности, т.е. влиять на один из самых существенных аспектов групповой научной деятельности.

История науки свидетельствует, что процесс научного общения для определенной категории ученых является не еще одним, дополнительным, а порой первостепенным источником научной информации.

Ярким представителем такой категории ученых, несомненно, является отечественный ученый, лауреат Нобелевской премии Л. Д. Ландау.

Его постоянный научный контакт со множеством коллег был также и источником знаний.

Своеобразная черта его стиля работы состояла в том, что он уже i с давних времен – еще с харьковских лет – почти не читал сам научных статей или книг. Тем не менее он был всегда в курсе всего нового в физике. Знание приходило к нему из многочисленных дискуссий, из докладов на руководимом им семинаре.

Ландау выработал крайне своеобразный процесс исследования, основная особенность которого заложена в том обстоятельстве, что трудно отделить собственную работу Ландау от работы его ближайших коллег.

Все книги Ландау, а также большинство его статей были написаны в соавторстве. Касаясь взаимоотношений со своими соавторами и учениками, Ландау как-то сказал со свойственной ему образностью: “Некоторые говорят, что я граблю своих учеников. Некоторые – что ученики грабят меня.

Правильно было бы сказать, что у нас происходит взаимный грабеж”. Добавим, что самой обогатившейся стороной такого “научного грабежа” оказалась физическая наука.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)