Общая характеристика, источники правового регулирования саморегулирования и виды саморегулируемых организаций в сфере энергетики
Согласно ч.1 ст.2 Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В соответствии с данным Федеральным законом саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации, которыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных вышеуказанным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг).
Следует отметить, что деятельность саморегулируемых организаций в Российской Федерации была предметом научных исследований как до, так и после принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Различные аспекты саморегулируемых организаций были предметом многочисленных исследований.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным требованиям Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
К числу указанных требований в том числе относятся:
- Объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное.
- Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
- Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
В ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» закреплены основные функции саморегулируемой организации, к которым в том числе относятся:
- разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
- применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
- образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
- представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
- рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» требования, предусмотренные пунктами 1–3 данной статьи, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом.
В данной статье закреплено, что федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям.
Такими законами, являются, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О теплоснабжении», Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит особые требования о порядке создания и функционировании следующих саморегулируемых организаций.
Требования о порядке создания и функционировании следующих саморегулируемых организаций:
- Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.
- Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
- Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Федеральный закон «Об электроэнергетике» закрепляет особые полномочия такой саморегулируемой организации, как Совет рынка.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает особые требования в отношении создания и деятельности саморегулируемых организаций в сфере энергетического обследования.
Федеральный закон «О теплоснабжении» определяет порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
В рамках данной главы рассматривается несколько видов саморегулируемых организаций:
Саморегулируемая организация в сфере электроэнергетики — Совет рынка. Создание и функционирование данной организации прямо предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». На сегодняшний день Совет рынка активно реализует свои полномочия на практике.
Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения. Создание указанных организаций прямо предусмотрено Федеральным законом «О теплоснабжении». На сегодняшний день данные нормы не имеют практической реализации.
Учитывая, что за период с момента принятия Федерального закона «О теплоснабжении» в него вносилось достаточное количество изменений и дополнений, но норм об исключении положений о саморегулируемых организациях в сфере теплоснабжения пока не принималось, в рамках данной главы представлены основные положения указанного закона о целях, функциях и закрепленном порядке создания саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования. В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение энергетического обследования является обязательным в том числе для следующих лиц:
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в ч.2 данной статьи.
Указанный закон не предусматривает выделения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования в зависимости от определенной отрасли энергетики.
При этом представляется целесообразным обратить внимание как на общие положения о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования, так и на примеры актов тех саморегулируемых организаций, члены которых на практике проводили и могут проводить энергетическое обследование организаций, осуществляющих определенные виды деятельности в различных отраслях энергетики.
В настоящей главе приводятся основные положения о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования.
В Особенной части учебника приводятся примеры саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, члены которых проводили энергетическое обследование организаций, осуществляющих виды деятельности в сфере энергетики, указанные в ч.1 ст.16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как уже отмечалось выше в главе 6_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит особые требования о порядке создания и функционировании следующих саморегулируемых организаций:
- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Значительное количество энергетических объектов относится согласно ст.48_1 Градостроительного Кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам в том числе относятся:
- объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше, а также опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, включая опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Для того, чтобы выполнять определенные виды работ на вышеперечисленных объектах, а также выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо быть членом саморегулируемой организации и иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».
Данным Постановлением установлены:
- минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
- минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
- минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
- минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);
- минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);
- минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии).
В настоящей главе приводятся основные положения о саморегулируемых организациях, создание и деятельность которых предусмотрена главой 6.1 Градостроительного кодекса РФ, и примеры саморегулируемых организаций, члены которых выполняют указанные виды работ в различных отраслях энергетики.
- Саморегулирование в сфере использования атомной энергии
- Государственное регулирование в сфере использования атомной энергии
- Договорное регулирование в области использования атомной энергии
- Правовое положение субъектов частноправовых отношений в области использования атомной энергии
- Правовой режим энергетических объектов в области использования атомной энергии
- Правовой режим ядерных материалов, радиоактивных отходов
- Источники правового регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии
- Стратегия развития атомной энергетики
- Саморегулирование в сфере теплоснабжения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу