Общая характеристика, источники правового регулирования саморегулирования и виды саморегулируемых организаций в сфере энергетики

Согласно ч.1 ст.2 Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В соответствии с данным Федеральным законом саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации, которыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных вышеуказанным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что деятельность саморегулируемых организаций в Российской Федерации была предметом научных исследований как до, так и после принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Различные аспекты саморегулируемых организаций были предметом многочисленных исследований.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным требованиям Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

К числу указанных требований в том числе относятся:

  1. Объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное.
  2. Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
  3. Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

В ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» закреплены основные функции саморегулируемой организации, к которым в том числе относятся:

  • разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  • применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  • рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» требования, предусмотренные пунктами 1–3 данной статьи, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом.

В данной статье закреплено, что федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям.

Такими законами, являются, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О теплоснабжении», Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит особые требования о порядке создания и функционировании следующих саморегулируемых организаций.

Требования о порядке создания и функционировании следующих саморегулируемых организаций:

  1. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.
  2. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
  3. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» закрепляет особые полномочия такой саморегулируемой организации, как Совет рынка.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает особые требования в отношении создания и деятельности саморегулируемых организаций в сфере энергетического обследования.

Федеральный закон «О теплоснабжении» определяет порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

В рамках данной главы рассматривается несколько видов саморегулируемых организаций:

Саморегулируемая организация в сфере электроэнергетики — Совет рынка. Создание и функционирование данной организации прямо предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». На сегодняшний день Совет рынка активно реализует свои полномочия на практике.

Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения. Создание указанных организаций прямо предусмотрено Федеральным законом «О теплоснабжении». На сегодняшний день данные нормы не имеют практической реализации.

Учитывая, что за период с момента принятия Федерального закона «О теплоснабжении» в него вносилось достаточное количество изменений и дополнений, но норм об исключении положений о саморегулируемых организациях в сфере теплоснабжения пока не принималось, в рамках данной главы представлены основные положения указанного закона о целях, функциях и закрепленном порядке создания саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Саморегулируемые организации в области энергетического обследования. В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение энергетического обследования является обязательным в том числе для следующих лиц:

  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в ч.2 данной статьи.

Указанный закон не предусматривает выделения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования в зависимости от определенной отрасли энергетики.

При этом представляется целесообразным обратить внимание как на общие положения о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования, так и на примеры актов тех саморегулируемых организаций, члены которых на практике проводили и могут проводить энергетическое обследование организаций, осуществляющих определенные виды деятельности в различных отраслях энергетики.

В настоящей главе приводятся основные положения о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования.

В Особенной части учебника приводятся примеры саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, члены которых проводили энергетическое обследование организаций, осуществляющих виды деятельности в сфере энергетики, указанные в ч.1 ст.16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как уже отмечалось выше в главе 6_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит особые требования о порядке создания и функционировании следующих саморегулируемых организаций:

  • саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
  • саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
  • саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Значительное количество энергетических объектов относится согласно ст.48_1 Градостроительного Кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам в том числе относятся:

  • объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
  • линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
  • тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше, а также опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, включая опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Для того, чтобы выполнять определенные виды работ на вышеперечисленных объектах, а также выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо быть членом саморегулируемой организации и иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к таким работам.

Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

Данным Постановлением установлены:

  • минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
  • минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
  • минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
  • минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);
  • минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);
  • минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии).

В настоящей главе приводятся основные положения о саморегулируемых организациях, создание и деятельность которых предусмотрена главой 6.1 Градостроительного кодекса РФ, и примеры саморегулируемых организаций, члены которых выполняют указанные виды работ в различных отраслях энергетики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)