Обоснование технологии педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания в школе

В структуре любой системы следует различать процессы, происходящие внутри системы, и процессы взаимообмена с внешней окружающей средой. Временное равновесие, заключенное в системе может быть нарушено ее субъектом, так как именно человек является носителем, созидателем и разрушителем системы в субъективном, а затем и во внешнем мире.

Это определяет начало перехода системы в неравновесное состояние. Этот процесс начинается с появлением новых интересов и стимулов активности, состоянием неудовлетворенности, новыми мотивами. Движущей силой является собственная воля человека, обеспечивающая внутреннее движение к развитию нового направления в сознании человека, что и характеризует процесс расширения сознания.

Показателями эффективности оказания педагогической поддержки ребенку в развитии его сознания являются:

  • принятие сообществом духовных и нравственных ценностей;
  • интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного учреждения, коллектива;
  • обеспечение эффективного процесса развития качеств, способностей, действий, владение способами их применения, обеспечивающих развитие сознания ребенка;
  • обеспечение эффективного процесса влияния культурной среды на развитие сознания ребенка.

Разработанные на базе теоретического анализа, научные положения о сущности, содержании и структуре сознания и оказания педагогической поддержки в его развитии, ее понятийно-терминологическом аппарате стали составной частью концептуальных основ процесса развития данного феномена.

Изучение образовательной практики, научных источников по проблеме позволили определить процесс педагогической поддержки ребенку в развитии его сознания как относительно самостоятельный педагогический процесс по созданию качественных условий для духовного развития сознания ребенка.

Процесс педагогической поддержки ребенку в развитии его сознания охватывает собой весь период деятельности в объединении и по качественной выраженности условно состоит из 3-х этапов:

  • этап возникновения и установления: создание группы актива (инновационной группы) объединенной на основе определенных интересов развития учреждения: организация «проблематизации» сообщества педагогов, воспитанников в целях активизации участников к проблеме развития сознания ребенка и оказания ему педагогической поддержки;
  • этап активного развития: разработка программы (плана) действий по построению модели педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания; обобщение всех идей в общий проект, план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов, процесс современного космопланетарного познания в процессе обучения и воспитания, система «коллективных творческих дел», создание разнообразных детских коллективов когнитивистской ориентации;
  • этап формализации (осмысление, анализа опыта и его вербализации и структурирования) взглядов на процесс педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания.

Определены функции, присущие процессу педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания:

  • обеспечивающая процессы развития и саморазвития субъектов (разнообразие сообществ, направлений и сфер жизнедеятельности в соответствии с интересами субъектов и т.д.);
  • интегрирующая (синтез компонентов, ценностное и психологическое единение субъектов, взаимосвязь и взаимодействие организационно-управленческих структур);
  • преобразующая (постоянное проектирование и реализация нового в соответствии с потребностями детей, предвосхищение их запросов, если они соответствуют тенденциям современной культуры);
  • защитная (педагогическая поддержка).

Проведенное исследование, комплексный анализ его результатов позволили установить, что процесс педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания зависит от ряда факторов: внутренних (субъектных) и внешних (культурно-образовательных), оказывающих прямое или косвенное воздействие на эффективность процесса.

Важное значение для педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания имеют субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, духовные и культурные способности и качества, взаимодействие субъектов и др.

Внешние (социокультурные) факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на процесс педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания.

К основным культурно-образовательным факторам по результатам исследования отнесены:

  • государственные решения в области образования;
  • уровень развития науки в стране, свидетельствующий о возможности теоретически обоснованного решения проблемы;
  • уровень материально-технического и методического обеспечения образовательной деятельности;
  • особенности социокультурной среды региона.

Зависимость исследуемого процесса от внутренних и внешних факторов нашла отражение в характере выявленных в нем противоречий. Движущей силой педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания как воспитательного процесса является противоречие. Только научно обоснованное разрешение объективных противоречий, осознание и устранение субъективных педагогических противоречий обеспечивает динамичность процесса педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания как воспитательного процесса.

Противоречием является несоответствие между ценностями, содержанием педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания и социокультурной средой с ее негативными проявлениями, между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями информационного обеспечения детей; между индивидуальным творческим процессом развития сознания ребенка и массовым характером воспитательного процесса учреждения и др.

Выделены шаги движения человека к развитию своего сознания:

  1. Важнейшим Началом движения человека по пути созидания и творчества является единение с Космосом, осознания себя частью не только своего малого мирка, своей страны, но и планеты в целом, Всего Мироздания. Ощутить себя субъектом планеты Земля как корабля, плывущего в бесконечном пространстве Вселенной, является важнейшей человеческой задачей для восхождения сознания по пути эволюционного движения. Это первое внутреннее открытие человека, которое обеспечивается внешними условиями, организуемыми педагогами. Ребенок от этого открытия должен испытать внутреннюю радость, восторг.
  2. Следующим шагом является оспособить ребенка пониманием того, что он может притягивать нужные мысли, которые обеспечат их осмысление и практическое воплощение в соответствующих действиях.
  3. Третий шаг связан с непосредственным действием. Мало осмыслить действие, важно его претворить в соответствии с принятыми духовными ценностями. Верность этих поступков обеспечат осмысленное принятие на основе высших качеств, соответствующие энергетические отложения элементов в сознании, что ведет к его развитию.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)