Область применения методов сетевого планирования и управления

Методы сетевого планирование и управление (СПУ) позволяет повысить эффективность управления за счет рациональной организации транспортных или производственных процессов, а также выявления и мобилизации скрытых ресурсов времени и материальных средств. Системы СПУ используются на транспорте при планировании сложных и трудоемких работ с большим числом исполнителей. Такие комплексы работ состоят из множества операций, выполняемых как последовательно, так и параллельно. Сетевые модели позволяют наглядно отобразить технологический процесс, а также выявить и устранить несогласованность операций и имеющиеся резервы времени и материалов.

Работы по сетевому планированию ведутся в два этапа:

  • расчет и построение сетевого плана;
  • его анализ с целью выявления резервов времени и материалов (оптимизация сетевого плана).

Задачи, решаемые в системе СПУ, делятся на два класса: задачи минимизации выполнения комплекса работ при ограниченных ресурсах; задачи минимизации стоимости или ресурсов для осуществления заданного комплекса работ.

Для решения задач сетевого планирования и управления применяются методы динамического программирования и комбинаторные методы.

Сетевой график состоит из двух основных элементов: событие и работа. Событиями называются моменты начала или окончания операций технологического или производственного процесса. Само действие (операция) называется работой. В сетевом планировании работа понимается не как определенный результат, а как процесс, предшествующий свершению какого-либо события.

Сетевой график представляет собой последовательность работ и событий, отражающую их технологическую взаимосвязь.

На любом сетевом графике выделяются два особых события: начальное и конечное. Начальное событие соответствует началу работ (нулевой момент времени), а конечное – их завершению. Остальные события называются промежуточными.

Во время их выполнения работ расходуются ресурсы: время, материалы, энергия, рабочая сила, что влияет на величину основного параметра работы – продолжительность выполнения работы (измеряется в единицах времени). Последовательность работ, имеющая наибольшую продолжительность по времени по сравнению с другими последовательностями одного и того же сетевого графика, называется критическим путем.

Работы, составляющие критический путь, называются критическими работами. Основанная задача оптимизации сетевого графика заключается в определении критического пути, критических работ и сокращении сроков их выполнения для сокращения общей продолжительности транспортного или производственного процесса.

Работы, не находящиеся на критическом пути, имеют резерв времени по сравнению с критическими работами. Это позволяет перераспределить ресурсы для того, чтобы сократить критический путь. Работы, на выполнение которых необходимо затрачивать только время и никакие другие ресурсы, называются ожиданиями.

Расчет сетевой модели сводится к определению следующих данных:

  • ожидаемых сроков выполнения комплекса работ;
  • состава работ критического пути;
  • сроков начала и окончания критических работ;
  • ранних и поздних сроков начала и окончания остальных сетевых работ с определением имеющихся резервов времени.

Для определения ожидаемых сроков выполнения комплекса работ в СПУ используются три оценки времени:

  • оптимистическая – время, необходимое для выполнения процесса при благоприятных условиях;
  • пессимистическая – время, необходимое для выполнения процесса при крайне неблагоприятных условиях;
  • наиболее вероятная – время, необходимое для выполнения процесса в реально сложившихся в данный момент обстоятельствах.

Оценки времени складываются из продолжительностей работ, величина которых определена с использованием статистических методов (минимальные продолжительности – оптимистическая оценка, максимальные – пессимистическая, средние значения – наиболее вероятная).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)