Обеспечение информационной безопасности в сфере СМИ

В условиях широкой свободы деятельности плюралистической журналистики при недостаточном осмыслении и реализации требований информационного порядка при организации функционирования СМИ стала остро ощущаться совокупность ряда проблем информационной безопасности.

Например, может ли каждая социально значимая общественно-политическая сила «выйти» на «нужную» ей аудиторию? Или: может ли «обычный» гражданин, обладающий «обычным» доходом  и «обычным» временем на контакты со СМИ, познакомиться со всем разнообразием точек зрения и предлагаемых социально-политических решений, а если даже и может, то способен ли он лично разобраться в этих позициях и принять адекватное решение?

Или: имеет ли возможность гражданин самостоятельно отделить зерна информации от плевел дезинформации? Или: располагает ли он возможностью (тем более обеспеченным правом) заявить свою точку зрения по поводу выступления СМИ в нем самом?

Или: насколько постоянно и последовательно отслеживается точность выполнения записанных в уставах СМИ программных целей и нарушение законодательства, касающегося СМИ? Этих «или» множество.

Все эти вопросы как раз и возникают при разработке концепции массово-информационной безопасности (МИБ) и ее реализации в практике.

Официальная «Концепция национальной безопасности РФ» (1997  с уточнениями 2000), отправляющаяся от положений Закона «О безопасности», закономерно получила продолжение и развитие в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (2000).

Неслучайно основой концепции Закона «О безопасности» считаются «потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» (ст. 1).

Основа понимания сущности массово-информационной безопасности — характеристика оптимального состояния объектов защиты (государства, общества, граждан) с указанием характера опасностей и угроз и их источников.

Затем требуется выяснение путей и средств обеспечения безопасности и устранения опасностей и ликвидации угроз, а также определить организационные формы и структуры, функция которых — мониторинг и анализ состояния информационной безопасности, разработка и реализация мер по сохранению и укреплению безопасного функционирования СМИ.

Наконец, определение форм последующего контроля за эффективностью принятых мер.

Нормальное состояние массово-информационной безопасности (МИБ) — такой характер системы и деятельности СМИ, когда выполнение функций протекает в рамках норм информационного порядка, а выполнение роли СМИ как «четвертой власти» базируется на требованиях непосредственной демократии как равноправного партнера представительной.

Поэтому искомый результат заботы об информационной безопасности — информированность всех социальных субъектов.

Обеспечение МИБ невозможно без знания о потенциальных и реальных опасностях и угрозах, возникающих в процессе функционирования СМИ — их организации и деятельности по отношению к «потребителям» (массовой аудитории и социальным институтам), и, наоборот, о трудностях и «сбоях» в восприятии «потребителями» массовой информации и степени адекватности реакции на нее.

Сравнение норм информационного порядка и задач СМИ как «четвертой власти» с особенностями реализации функций и принципов журналистики на определенном этапе ее деятельности дает возможность дать ясную характеристику всей совокупности опасностей и угроз для МИБ.

Опасности и угрозы — это факторы, затрудняющие или даже блокирующие нормальное функционирование каждого из находящихся в информационном пространстве общества социального субъекта с точки зрения обеспечения его информированности.

В «Доктрине» «под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

И выделяются основные общезначимые составляющие. Это необходимость духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.

Это укрепление механизма правового регулирования, обеспечение свободы массовой информации и недопущение цензуры, противодействие пропаганде и агитации, способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.

Это необходимость «информационного обеспечения государственной политики» РФ, что связано «с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной политике по социально значимым событиям российской и международной жизни», для чего требуется укрепление государственных средств массовой информации.

Это необходимость «расширять международное сотрудничество РФ в области развития и безопасного использования информационных ресурсов», а также соблюдение государственной тайны и «противодействие угрозе противоборства в информационной сфере».

Чтобы добиться этого, необходимо  «повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского обще- ства, духовного возрождения многонационального народа России».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)