Действенность журналистики и пути ее повышения

Действенностьэто результативность выполнения непосредствен- но-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер теми или иными социальными институтами.

«Меры» при этом — это и полное или частичное согласие/несогласие, обещание обдумать проблему и сообщить о результатах позднее, замечания о недостаточности фактов, аргументов, предложений и т.д.

Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от усилий по социальной ориентации аудитории.

Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в аудитории, не должны «пропадать» для социальной практики.

Их использование (не всегда полная реализация, но обязательно тщательный анализ) лицами и организациями, «принимающими решения», — прямое продолжение обращения к массовой аудитории.

Если аудитория приняла высказанные в СМИ идеи и рекомендации, тогда они оказываются апелляцией от имени общественности к тем, кто отвечает за положение дел в рассматриваемой области жизни (в правительстве и на заводе, в вузе и администрации области и т.д.).

Без достижения действенности деятельность журналистики остается односторонней и как бы незавершенной.

Ведь невостребованные, нереализованные практические наработки журналистов как социальных аналитиков и общественных деятелей — «неэкономное» распоряжение добытого их трудом, а порой и прямые материальные убытки, не говоря уж об издержках социально-политического плана, в том числе о снижении авторитета СМИ и доверия к ним.

Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.

Прежде всего это необходимость для журналиста при анализе конкретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, активнее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении?

При этом предложения по поддержке позитивных начинаний, прогрессивных форм деятельности, по исправлению недостатков, преодолению трудностей, решению назревших проблем формулируются лишь после анализа, четко показывающего, можно ли вообще их реализовать и в какие именно сроки.

Это касается даже обоснованных предложений, которые в данных условиях могут быть невыполнимы (прожектерство, «добрые пожелания», вызывающие иронию у здравомыслящих людей).

Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.

Выдвигаемые журналистикой предложения с опорой на результаты анализа (экономический — для ситуации в сфере экономики, правоведческий — в сфере применения права, эстетический — по отношению к явлениям искусства и т.д.) обязательно имеют, кроме того, общесоциальный аспект, зависящий от социальной позиции СМИ.

Конечная цель — чего же добиваться? — задана принципиальным подходом к жизни, связанным с социальной позицией СМИ.

Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по поводу перспектив движения.

Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит,  разумеется, профессионалам, а с другой — позволяет активно вмешиваться в жизнь с позиций и в связи с важнейшими социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интересов всего общественного развития.

Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информационной деятельности и не переходить в сферу специальной информации, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района).

Благодаря этому и специалисты получают возможность с помощью журналистики увидеть состояние дел и требующие решения проблемы с общесоциальных позиций — то, что без «подсказки» журналиста часто оказывается за пределами их внимания, сосредоточенного на узкоспециальных вопросах. При этом возможны разные подходы — от праволиберального до левокоммунистического.

Однако, как уже отмечалось, перспектива современной журналистики, если она одухотворена заботой о «сбереже-нии народа», а соответственно социокультурном развитии общества, связана по своей природе с гуманистической ориентацией.

Отсюда и характер предлагаемых решений, их соотнесенность с жизнью общества в целом. Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных ситуаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.

Разумеется, при этом возможно и необходимо выдвижение различных вариантов решений (в силу широты гуманистических идей) и предположительность характера конкретного решения.

Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотрение (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов и/или должностных лиц (правительства, правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), оказывается существенно важным налаживание контактов с этими институтами и официальными лицами.

Прежде всего необходимо донести до них выступления СМИ — ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщающими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам.

Но даже если соответствующие материалы и оказываются в руках инстанций, от которых зависит решение, ими далеко не всегда принимаются адекватные меры, особенно по критическим выступлениям.

Поэтому важно удостовериться, что выступление СМИ «дошло до адресата» и тем самым (а может быть, и «прямым текстом») заявлено о желательности получения ответа на выдвинутые замечания и предложения.

Если реакции на «первичное» обращение нет, полезно через некоторое время напомнить о позиции издания или программы, а также приложить дополнительную информацию (поступившую новую или имеющуюся в редакции, но не опубликованную ранее).

Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного ею вопроса, занимает активную позицию в стремлении к действенности.

Многое в этой работе (напоминания, посылка дополнительных материалов, закрытых обзоров, откликов из аудитории и различных институтов и т.д.) «не выходит» на газетную полосу или в выпуск телепрограммы, как бы оставаясь «за кадром».

Иногда редакции организуют по опубликованным материалам «круглые столы» с участием специалистов и затем знакомят аудиторию с результатами обсуждения тех или иных вопросов.

Однако усилий редакций даже в случае такого проявления активности часто оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказывались действенными.

Пренебрежение к деятельности журналистов, нежелание считаться с ними, связанные с высокомерным отношением профессионалов к «вмешательству» СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения «журналистика — социальные институты».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)