Обеспечение экономической эффективности развития собственных производительных сил: актуальные вопросы регионализации

Современное состояние системы управления экономикой страны не отвечает требованиям. Остро ощущается потребность в переходе к обществу с высоким уровнем человеческого капитала, генерирующим инновационные системы управления, технологии. Трансформация системы управления призвана решить проблемы осуществления структурной реформы в России.

Ведущие исследователи отмечают, что основные тенденции изменения системы управления в нашей стране следует рассматривать в связи с процессами, происходящими в странах-партнёрах России в современном мире. В первую очередь отмечается опыт Китайской народной республики, которая демонстрирует динамичный рост экономики на протяжении тридцати лет.

Руководство Китая высокопрофессионально проводит масштабные реформы, в результате которых добивается высвобождения потенциалов роста, таких как: потенциал спроса; потенциал капиталов; трудовой потенциал; технологический потенциал; потенциал земельных ресурсов.

Процессы, благодаря эффективной системе управления, проходят не стихийно, а в режиме долгосрочного планирования, последовательно, рационально. Считается недопустимым, и ведущим к дестабилизации в обществе, увеличение поляризации и социального неравенства. По мнению китайского, руководства реализуемая политика обязана вести к интеграции общества, усилению солидарности.

Целью проводимых реформ является создание благосостояния не избранных, а всего китайского народа. В основу происходящего процесса заложены равновесно гармоничные социально-структурные отношения, которые являются обязательным условием экономической динамики, демократии, духовного развития личности.

Руководители экономического блока руководства Китая, в стремлении добиться высоких показателей темпов роста ВВП, первые годы считали допустимыми определенные непропорциональности в становлении экономики территорий, и страны в целом. Приоритет отдавался темпам роста народного хозяйства, в ущерб уровню жизни граждан, и решению проблем экологической безопасности.

Китай стал занимать нишу, характерную для слаборазвитых стран, и связанную с поставками дешёвой рабочей силы. Подобная политика обосновывалась необходимостью привлечения иностранного капитала и высоких технологий.

Предполагалось, что она обеспечит выход страны на внешние рынки и позволит встроиться в мировые производственные цепочки. В результате китайская экономика лишалась значительной части прибыли, а средства пополняли кредитно-финансовую систему развитых стран и транс-
национальных компаний.

В социально-экономической жизни страны накапливался отрицательный потенциал. Высокие темпы роста ВВП Китая не обеспечивали гармонизацию отношений власти, общества и бизнеса. Руководством КНР пошло на проведение мер по корректировке курса реформ. Новая долгосрочная стратегия призвана обеспечить дальнейшее гармоничное развитие нации за счет высокого качества экономической структуры.

Приоритетными направлениями новой политики выступают следующие положения: развитие внутреннего рынка; удовлетворение потребностей населения; качественное улучшение условий жизни на всех территориях страны; внедрение отечественных научных разработок, обеспечивающих высокую конкурентоспособность производимой продукции.

План, получивший название «Новая норма», осуществляется под девизом «Согласованное развитие» и включает в себя содействие экономическому и социальному развитию. Что подразумевает: продвижение новой индустриализации, модернизацию сельского хозяйства, оздоровление финансов, развитие «мягкой силы» государства.

Показатели экономического роста полностью увязаны с показателями повышения уровня жизни граждан. Так, при росте ВВП в 6,5% в год, душевой доход населения увеличился в 2 раза, относительно показателей 2010 года.

Главные составляющие реализуемой политики:

сокращение разрыва между деревней и городом по уровню жизни;
доступность для всего населения общественного обслуживания;
избавление от бедности 70 млн. китайцев;
доступное и достойное образования для всего молодого поколения страны;
стимулирование создания собственного бизнеса;
государственное содействие в трудоустройстве;
охват системой медицинского страхования беднейших слоев населения;
обеспечение доступности широким массам населения к здоровой пище;
сбалансированность демографического развития за счет расширения прав семей;
либерализация системы прописки граждан;
государственные гарантии соблюдения экологической безопасности.

Установлены четкие сроки реализации новой политики (2049 год), в соответствии с планом «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Предполагается к намеченному сроку нейтрализовать все допущенные ошибки, мешающие гармоничному развитию китайской нации.

Руководитель республики – Си Цзиньпин, откровенно сформулировал следующую мысль: «в обществе все еще существует огромное количество нарушений принципов равноправия и справедливости, реакция на них народных масс стала еще более острой», поэтому он уверен, что нельзя откладывать решение вопросов по соблюдению принципов социального равенства, справедливости.

Не следует переносить решение накопившихся проблем до момента полного развития экономики. Главной проблемой китайского общества сегодня выступает поляризация общества и неправомерное распределение.

Рядом зарубежных и российских экспертов, сформулированные планы по реализации китайской мечты были восприняты, как идеологическая новация.

Но тщательная проработанность стратегической концепции, конкретизация планов, и реальные практические шаги, предпринятые по ее реализации, в частности, уже реализуемый проект «Один пояс и один путь», подтвердили факт формирования и практического воплощения новой геоэкономической стратегии Китая.

Китайская народная республика, выступая мировым лидером по экспорту капитала, радикально меняет международный инвестиционный климат.

Ведущие эксперты указывают, что Россия находится в лидерах по неравенству. Только 10% населения владеют 87% всего благосостояния страны (против 66% в Китае и 76% в США). В настоящее время более двадцати двух миллионов россиян получают доходы ниже прожиточного минимума.

В 2016 году снижение покупательной способности пенсий затронуло до 45% семей.
Падение спроса, в свою очередь, обваливает экономику страны. С позиций ошибок, допускавшихся в развитии экономики Китая, показателен пример Калужской области. Как и китайские коллеги, руководители региона проявляли активность в реализации политики встраивания в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

Реализуемая стратегия субъекта федерации отличалась несбалансированностью между преференциями, предоставляемыми иностранным инвесторам и выполнением социальных обязательств перед населением.

В результате, в 2015 году индекс промышленного производства в области за год сократился на 9,1%, а объём реального объёма валового регионального продукта снизился на 6,5%. Производство автомобилей за год уменьшилось на 28,4%, автомобильных компонентов – на 12,3%, железнодорожной техники – на 30%, телевизоров – на 47%.

В рейтинге, проводимом Правительством РФ, и оценивающим эффективность деятельности органов исполнительной власти, Калужская область не попадает, с 2013 года, даже в двадцатку регионов-лидеров.

В числе критериев, по которым определяются в рейтинге двадцать лучших субъектов федерации входят, в частности, такие показатели, как: уровень социально-экономического развития, темпы развития экономики, уровень безработицы, положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, продолжительность жизни, рост численности населения, уровень жилищного строительства.

За прошедшие месяцы 2016 года, безработица в Калужской области выросла на 29,2%, а реальные располагаемые денежные доходы в августе 2016 г. составили 97,7% к августу 2015г. Расходы калужан упали на 22,81%. По рейтингу открытости бюджетных данных субъектов федерации Калужская область в 2016 году показала самый худший показатель в Центральном
федеральном округу.

Оценка показателей публичности сведений о деятельности госучреждений и общественном участии в формировании бюджета отбрасывает область в число аутсайдеров по стране.

Современная позиция руководства страны и ведущих экспертов полностью совпадают. Она заключается в том, что устаревшая система управления экономикой России не позволяет осуществить структурные реформы.

Нужны радикальные изменения в исполнительной вертикали власти. Мировой положительный опыт демонстрирует следующее соотношение. В управлении экономикой, технические навыки обеспечивают 15% успеха, остальные 85% зависят от лидерских качеств, корпоративной культуры и стиля управления.

Предлагается сформировать комиссию во главе с Президентом России для координации стратегических параметров социально-экономического развития страны. Ситуация на столько серьезна, что ряд экспертов внесли предложения по увеличению сроков выполнения майских указов Президента, в том числе в части повышения заработной платы бюджетникам.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Глубокая и тщательная проработка новой политики Китая осуществлена политической, научной, предпринимательской элитой страны, которая провела анализ конкретных современных условий развития Китая и определила долгосрочные перспективы развития.

Сформулированные идеи, направления реформ и меры по их практической реализации не навязаны представителями «пятой колонны», а имеют четкие национальные черты, проникнутые духом ответственности и патриотизма.

Наша страна, также, стоит перед необходимостью проведения структурных реформ. В России не сформулирована долгосрочная стратегия развития, отмечается усиление внешних и внутренних вызовов социально-экономическому развитию.

Целесообразно изучить положительный опыт Китая, который выступает сегодня в качестве важнейшего партнера Российской Федерации, и с учетом российских особенностей, экономических, ментальных, территориальных, и других, использовать подходы, наработки, компоненты китайской элиты для выработки собственного долгосрочного курса развития.

Протекание современных социально-экономических процессов отличается сложностями, которые обусловлены наличием внешних и внутренних вызовов, представляющих угрозу для национальной безопасности. Нейтрализовать угрозы можно путем построения структурно-институциональной среды, обеспечивающей реализацию социального капитала, роль которого приумножается при эффективной деятельности государства.

Обеспечить стимулирование социального тонуса может соответствующий уровень компетенций должностных лиц, в то время, как пробелы в политической культуре, отрицательно влияют на публичную деятельности.

Современная ситуация требует разработки новой парадигмы поведения, в частности использования одной из конструктивных идей, помогающей гармонизации отношений – нетворкинга. Следует думать и действовать масштабнее, принимая системные решения, но обязательно ориентироваться на человеческие аспекты сознания.

31 марта 2014 года несколько сот калужских предпринимателей в центре Москвы на Пушкинской площади провели митинг, под лозунгами зашиты предпринимательства, трудовых коллективов и выражения недоверия областной и городской власти.

Калужане, законопослушные представители «региона лидера», демонстрировали всей стране, методы решения региональных проблем. К чему приводят подобные, на первый взгляд, безобидные стереотипы видно из «майданных» практик.

Конфликт развивался, начиная с 2013 года, и был связан с рядом причин. Но «спусковым крючком» конфликта послужила фраза губернатора А.Д. Артамонова, которую он произнес 07.10.2013 года на очередном координационном совещании руководителей органов государственной власти и территориальных структур федеральных органов исполнительной власти региона.

Фраза содержала следующие слова: «это предприниматели вот то, что в народном
доме собрались это торговцы грязные неумытые со всеми своими проблемами…».

Оскорбленные предприниматели на заседании своего Совета приняли обращение к прокурору Калужской области с просьбой привлечь губернатора к административной ответственности за унижение чести и достоинства калужских предпринимателей в неприличной форме с использованием непристойных слов и выражений.

Далее были организованы митинги в центе Калуги, которые нашли завершение на площади столицы. В этом же году вызвала неодобрительные оценки фраза А.Д. Артамонова:
«Больница – она для тех, кому нужна экстренная помощь. Сердечникам там делать нечего. Там живёт больничный микроб».

Калужане вспомнили цитату из бессмертного произведения Н.В. Гоголя: “Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Недоумение общественности региона закономерно.

Так, в рейтинге «Лучшие города России» Калуга опустилась на 24 в 2014 году, с прошлогоднего 14 места среди 149 городов и городских округов с населением более 100 тыс. человек. Особенно слабые позиции для столицы субъекта федерации, являющегося лидером новой индустриализации, показало качество здравоохранения.

Временно исполняющий обязанности губернатора Калужской области А.Д. Артамонов, уже в 2015 году, при обсуждении дефицита сахара на заседании регионального правительства высказался против варки варенья. «Оно (варка варенья) абсолютно бесполезное (занятие). Кроме вреда, ничего нет. Брали бы и замораживали (ягоды), холодильник есть», – сказал Артамонов.

Такое заявление Артамонов сделал на фоне повышения цен на сахарный песок. По данным областного правительства, цены на этот продукт в некоторых районах выросли на 18%. Более того, в некоторых районах трудно купить сахар и по завышенным ценам.

На новую фразу высшего регионального чиновника незамедлительно прореагировал известный сатирик и публицист В. Коклюшкин, отражая мнение значительной части социума: «Сейчас можно констатировать, что некоторые, кто вышел (из народа), – ушли далеко. И оттуда, издалека, уже плохо различают чаяния и нужды народные.

Губернатор одной из среднерусских областей призвал для экономии сахара отказаться от варки варенья. А ягоды посоветовал заморозить в холодильнике. Вероятно, в том же, где заморожены планы развития народного хозяйства. Если взять на вооружение эту идею и развить, то по-
лучится: чтобы сэкономить на ремонте дорог – по ним не ездить, а чтобы сэкономить на лекарствах – сразу помереть».

В условиях демократии, реакция популярного сатирика, естественна и закономерна. В тоже время, действия должностных лиц неадекватны занимаемому статусу, так как они обязаны способствовать стабилизации и повышению авторитета власти, а не подталкивать население на протестные акции.

Приведем ряд показательных примеров деятельности, связанной с низким уровнем компетенций чиновников, которые могут привести к дестабилизации обстановки.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране требует построения новых перспективных направлений, связанных с формированием качеств, которыми должны обладать современные социально-экономические отношения.

Сегодня востребованы проекции, которые раскрываются при интеграции ресурсов развития. В происходящих процессах опора должна делаться на качество жизни, и использование социального капитала. На первое место выступает реализация политики стимулирования эффективного использования ресурсов путем построения системы реализации социального тонуса.

Социальный тонус, по мнению Р. Евстигнеева и Л. Евстигнеевой, проявляется в массовом участии населения в социально-экономической жизни страны.

Исследуя причины накапливания российских проблем, ученые пришли к выводу о том, что главной проблемой выступает не размер накопленных государством резервов, а проблема социального тонуса, решение которой требует незамедлительного проведения в стране структурных реформ.

Исследователями сформулировано понятие «экономическое сознание», которое рассматривается как содержание и продукт отражения человеком экономических отношений, выступающих в виде системы представлений человека об экономике как фрагменте социальной реальности и сфере человеческой деятельности.

Экономическое сознание, как система, которая наряду с объективными условиями жизни, формирует цели трудовой и социальной деятельности, оказывает влияние на другие подструктуры общественного сознания: правовые, экологические, а в конечном итоге -политические.

В.Н. Мясищев высказал мысль, что «отношение выражает внутренний субъективный мир личности. Личность – это субъект отношений, также как субъект внешней деятельности». Мясищев дает определение психологическим отношениям, как целостной системе индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

В.П. Позняков представил обобщающее определение: «психологические отношения – это феномены или характеристики личности, то есть осознаваемые психические явления». Психические отношения субъектов экономической деятельности понимаются как эмоционально-окрашенные представления и оценки, объектами которых выступают внешние условия экономической деятельности, представители различных социальных групп.

Социальный капитал является одним из сложных понятий современной науки, которое предполагает набор социальных норм, социальных обменов и базовый уровень доверия, например, к власти. Основой для его построения является установление взаимовыгодных отношений между элементами различных групп: отдельные индивиды, организации, сообщества.

Определенный уровень научно-образовательных компетенций необходим в различных сферах жизни. Но их низкий уровень, пробелы в политической культуре, особенно болезненно проявляются в публичной деятельности властных структур и должностных лиц.

Это связано с тем, что роль социального капитала приумножается при высокопрофессиональной деятельности государства, которое призвано содействовать союзу между различными социальными группами. Социальный капитал высокоэффективен при активизации горизонтальных и вертикальных связей.

При этом возрастает его экономическое значение, которое проявляется в уменьшении издержек на формальные правила и бюрократические процедуры. В современной нестабильной ситуации, при реализации важных социально-экономических изменений происходит обострение конфликтов, зачастую приводящее к нарушениям общественного порядка.

Следует учитывать особенности, исторические традиции, ресурсы, источники формирования отношений между индивидами и группами, влияние внутренних и внешних факторов при
обеспечении социально-психологической и экономической безопасности.

Одной из современных конструктивных идей, реализация, которой способствует повышению уровня компетенций и достижению положительного эффекта, является нетворкинг.

В основе этого понятия лежит так называемая теория шести рукопожатий, разработанная в 1960-х годах американским социологом Стенли Милгрэмом и психологом Джеффри Трэверсом. Суть её в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых.

В современной литературе существуют следующие определения нетворкинга, как: процесса сбора хранения и распространения информации полезной для вас и людей; искусства продвижения достижений других лиц; сообщества, которое опирается на принцип щедро давать и объединяет профессионалов; образования взаимовыгодных отношений; установления контакта между людьми, соединение идеи с ресурсами.

Не зависимо от определения, искусство нетворкинга заключается в поиске, установлении, поддерживании конструктивных контактов с людьми. Сеть «знакомств» позволяет не только быстро получить необходимую информацию, но и создает возможность получить совет или поддержку в случае затруднений.

Обширная сеть контактов позволяет, в случае необходимости, найти нужного человека и рассчитывать на чью-либо помощь. К наиболее важным его характеристикам можно отнести: долгосрочность контактов; систематичность; доверие; взаимность и др.

Нетворкинг основан на заботе об отношениях, фундаментом которых является доверие с целью взаимного предоставления поддержки, т.е. взаимной пользы, такой как доступ к информации, обмен мнением и опытом, эмоциональная поддержка.

Для того чтобы эффективно владеть нетворкингом, необходимо следовать нескольким правил.
Общение. Лицо, желающее установить новые контакты, должно быть там, где находятся интересные люди. Хорошо построенные отношения позволяют генерировать процесс «из уст – в уста».

Понимание, какие контакты на самом деле нужны. Необходимо осознавать, чего хочется достичь благодаря нетворкингу, кого хочется привлечь в свою сеть контактов, и какую пользу можно вынести благодаря построенным отношениям. Рекомендуется создавать максимально разнообразные базы контактов, так как в любой момент можно получить поддержку и помощь.

Чем более разносторонняя сеть контактов, тем легче достичь своей собственной цели.
На первом месте отношения, а не прибыль. В создании сети контактов самыми важными являются отношения с другим человеком. Люди предпочитают общаться с теми, кого любят и уважают. Поэтому возможность завести деловое сотрудничество должно оставаться на втором плане.

Необходимо помнить, что для налаживания эффективных контактов необходимо уметь выслушивать людей. Встречаясь с людьми, необходимо прислушиваться к ним и стараться оп-
ределить, как можно им помочь.

Хорошая подготовка. Важно научиться выделяться и запоминаться. Первый шаг – определиться, куда пойти и с кем общаться. Главная цель -получить максимум информации и построить максимум возможных контактов, которые выльются в серьезные деловые отношения.

Взаимность. Эффективность почти каждого действия опирается на взаимность. Невозможно установить отношения, если выгоды от любого сотрудничества не равномерны для каждой из сторон. Важно, чтобы партнеры могли рассчитывать на поддержку и чувствовали искреннюю заинтересованность в их собственной ситуации и проблемах. При возможности приветствуется попытка помочь, делясь предложением решения проблем или идеями.

Эффективная коммуникация. Эффективную коммуникацию можно понимать в качестве интенции собеседника, раскрытию его ценности, анализ на вербальном и невербальном уровне. Необходимо задавать хорошие, углубляющие тему вопросы, быть открытым, пополнять свои высказывания интересными метафорами, примерами из жизни.

Свою деятельность надо представлять таким образом, чтобы вызвать к ней интерес и породить дальнейшие вопросы. Доверие. Очевидным кажется факт, что в случае коммуникации на высоком уровне доверия, даже в случае совершения ошибки, имеется возможность все выяснить и исправить. Необходимо постоянно доказывать свою надежность.

Поддержка контакта. Ключевым фактором успеха является последующий контакт. Для того чтобы построить взаимоотношения, необходимо время. Наладив на встрече с человеком контакт, необходимо сделать следующий шаг – продолжить общение и позаботиться об отношениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)