Образовательный кластер в создании специалистов новой экономики

Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет лишь 0,3%. Это в 8,5 раза ниже, чем удельный вес российского ВВП. Россия реализует инновационного продукта в 130 раз меньше по сравнению с США.

Девять из десяти российских предприятий обходятся без нововведений. В то же время, по абсолютным затратам на науку Россия сегодня в 17,5 раза уступает США, в семь раз – Японии, в шесть раз – Китаю.

Прогнозируемый объем инвестиций в сферу высоких технологий в России ниже, чем в ЕС: в странах Евросоюза его уровень составил 3,5% ВВП, у нас – 2,5. Принцип приоритета идей работает во всех сферах жизни. Лидерами нового века становятся государство, регионы и фирмы, способные мыслить и действовать в условиях конкуренции креативов.

Сегодня идеи и технологии сменяются быстрее, чем поколения людей. Человек стал главным фактором развития и от него зависит формирование полноценной национальной инновационной системы, обеспечивающей возможность прорыва России в экономической, технологической, интеллектуальной, духовной и нравственных сферах общественной жизни. Развитие отрасли экономики знаний в России необходимо для повышения конкурентоспособности экономики.

Именно эта отрасль способна нивелировать негативное воздействие на конкурентоспособность нашей промышленности и сельского хозяйства, географического положения, климатических условий и размера территорий.

Мировой и российский опыт убедительно доказывает, что экономика знаний реально работает и играет стратегическую роль.

В экономике страны и регионов это выражается в разработке и обладании результатами научных исследований, программным обеспечением, образцами продукции и технологиями производства. Необходимо преодолеть консерватизм современной российской экономической мысли и практики, устранить шаблоны и боязнь перемен. Требуется активное внедрение инновационного мышления.

Следует форсировать инвестиции в человека. Стратегическое направление в этой сфере – крупные научно – образовательные центры, особые экономические зоны, наукограды, а также федеральные и региональные целевые программы.

В соответствии с современной моделью образования каждому предоставляется возможность обновить свои знания, повысить квалификацию или пройти переподготовку. Американские социопсихологии утверждают, что «амортизация знаний» происходит через 1,5 года, поэтому необходимо их постоянное обновление и совершенствование.

Руководством страны поставлена задача создания сети научно-образовательных центров, которые, в соответствие с разработанной концепцией, должны обеспечить интеграцию высшего образования и послевузовского профессионального образования и науки с целью развития и совершенствования системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Законодательно предоставлена возможность учреждениям науки и образования использовать результаты своей интеллектуальной деятельности для аккумулирования дополнительных финансовых средств.

Вузы и научные учреждения получили право создавать хозяйственные организации (малые предприятия), вносить в уставной капитал этих организаций результаты своей интеллектуальной деятельности, привлекать соучредителей, которые будут вносить соответствующие инвестиции с целью внедрения научных разработок.

Это позволяет приблизить научные достижения к реальной экономике, создать рабочие места для выпускников во время кризиса. Перед российским образованием и наукой стоит очень важная проблема – создать хозяйственные общества, в которых профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты займут во внутренней иерархии то место, которое соответствует их научным достижениям.

Тысячи ученых, выпускников вузов, студентов могут заработать высокую научную репутацию, получить возможность полноценно заниматься исследова-тельской деятельностью и иметь комфортные и достойные условия жизни. В свою очередь развитие отрасли экономики знаний обеспечит разработку, и
коммерциализацию результатов научных исследований.

В последние годы реализация целевых программ оживилась. Однако пока используется лишь 8 – 9% инновационных идей и проектов против 65% в США и 95% в Японии. Решение проблем сохранения и развития научно – технического потенциала становиться первостепенной государственной задачей.

К 2020 году Россия должна была войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а уровень дохода и качество жизни россиян к этому времени должны были приблизиться к тем, которые мы наблюдаем сегодня в развитых странах. Авторы Концепции закладывали в документ и конкретные показатели, которых Россия должна достичь, если программа будет реализована без сбоев.

Так, показатель ВВП на душу населения должен был увеличиться с 13,9 тысячи долларов (2007 год) до 30 тысяч долларов к 2020 году. Ожидалось и возрастание средней продолжительности жизни до 72-75 лет, а уровень младенческой смертности должен был снижен почти в полтора раза.

Также предполагалось, что вырастет число граждан, имеющих высшее и среднее специальное образование, а средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен достичь примерно 30 квадратных метров на человека.

Однако главный замысел Концепции-2020 – это переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития.

Согласно Концепции инновационный тип экономического роста имеет две главные особенности. Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов экономики.

Во-вторых, предусматривается введение инноваций во все отрасли экономики. При этом инновации рассматривались в широком смысле: и как внедрение нового оборудования и развитие высокотехнологичных видов производства; и как внедрение новых методов управления, организации и осуществления необходимых институциональных преобразований.

Ставились цели достижения мировых стандартов по эффективности использования человеческого капитала, росту производительности труда, развитию инновационного рынка и построению социальной инфраструктуры.

К сожалению цели не достигнуты. Безусловно, Калужская область занимает одно из ведущих мест в России по научному потенциалу.

Научно – технический комплекс объединяет около 40 крупных научных организаций, в которых работает свыше 14 тыс. человек. На территории региона осуществляют деятельность свыше 30 вузов и филиалов ведущих университетов страны.

Высокая концентрация ученых в Калужской области обусловлена, прежде всего, наличием на ее территории мощного научно-исследовательского центра, каким является г. Обнинск – первый наукоград России. В г. Обнинске с населением 105, 4 тыс. человек насчитывается 225 доктора наук (21,3 доктора на 10 тыс. человек населения), что составляет 2/3 (64,7%) от общей численности докторов наук Калужской области.

Сформулируем проблемы, от решения которых зависит дальнейшее формирование региональной инновационной системы.

Проблема не соответствия современным требованиям, в структуре валового регионального продукта (ВРП) Калужской области, доли непосредственно инновационных производств и пути ее решения:

В ходе проведенных исследований соответствия практики Калужской области требованиям Концепции социально-экономического развития России до 2020 года к обеспечению внедрения инноваций субъектами Российской Федерации установлено, что в структуре валового регионального продукта (ВРП) Калужской области, доля инновационных производств не соответствует современным требованиям.

В тоже время, конкурентным преимуществом Калужской области является наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях Калужской области.

Регион обладает высоким научным и инновационным потенциалом, на его территории расположены 34 крупные и средние научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и 41 предприятие инновационной направленности, а также высшие учебные заведения, способные готовить специалистов высокой квалификации по всем необходимым специальностям для ведения высокотехнологичного бизнеса.

Инновационное развитие в долгосрочной перспективе должно осуществляться на основе партнерства органов власти Калужской области, научно-образовательных учреждений, предпринимателей и населения и сопровождаться переходом региональной экономики к развитию наукоемких отраслей, основанных на новых передовых знаниях и технологиях.

Создание полноценной региональной инновационной системы, обеспечивает диффузию инноваций в динамично развивающиеся сектора экономики.

Опорными элементами системы являются: подготовка квалифицированных кадров; генерация нового знания и создания новых технологий; информационное обеспечение; управление инновационной деятельностью; финансово-экономическое обеспечение; продвижение на рынок наукоемкой продукции.

Приоритетным направлениями инновационной деятельности региона, по нашему мнению, являются:

  • стимулирование существующих в Калужской области компаний к использованию инноваций;
  • создание новых технологически ориентированных предприятий, развитие которых осуществляется за счет использования новых знаний;
  • привлечение внешних инвестиций в высокотехнологичную сферу за счет использования конкурентных преимуществ области;
  • формирование эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций;
  • повышение уровня инновационной культуры, обеспечивающее формирование креативного мышления.

Проблемы, которые возникают при восстановлении инновационного характера экономики с использованием университетов, как центров науки, и как кадровой основы инновационного развития.

Президент Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ) Шукшунов В.Е. негативно оценил ситуацию, сложившуюся в сфере модернизация высшего образования, отметив следующие трицательные моменты:

  • импровизация, интуитивность, спешка, отсутствие опоры на общественность;
  • закрытость, кулуарность, непоследовательность, бессистемность;
  • игнорирование приоритетов, подмена главных целей образования второстепенными целями (организационно-экономическими);
  • сокращение демократизма в высшей школе, в т. ч., прав коллектива вузов при избрании ректоров;
  • вытеснение из управленческой вертикали высшей школы и вузов профессионалов, ученых, педагогов и замена их менеджерами, не имевшими дело с образованием (например, назначение исключительно чиновников ректорами пяти новых федеральных университетов);
  • отрыв высшей школы, вузов от экономики, науки, производства;
  • деградация высшей школы (запредельно высокий возраст ППС, снижение роли науки в вузах, снижение объемов НИОКР, утрата фундаментальности в образовании, дрейф от высшего профессионального образования к общему высшему образованию;
  • дальнейшее снижение статуса ученого, педагога, что является причиной заполнения вузов «посредственностью», для которых работа в вузе не является призванием, а лишь временной крышей».

Модернизация образования, по мнению Шукшунова, не решает главные проблемы для высшей школы:

  1. повышение зарплаты ППС в 2-3 раза; устранение в вузах расслоения в доходах между руководством вуза и остальными сотрудниками (сейчас это соотношение доходит до 1:15-20);
  2. омоложение ППС вузов;
  3. переоснащение кафедр и лабораторий вузов новым, современным оборудованием, программно-техническими комплексами и системами;
  4. медленное внедрение в вузах инновационных образовательных технологий;
  5. широкомасштабная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации ППС вузов;
  6. восстановление тесной связи вузов со средней школой; ослабление этой связи привело к резкому снижению качества обучения в средней школе и, как и следовало ожидать, к резкому снижению качества обучения и качества подготовки специалистов в вузах.
  7. Компонентами инструментального обеспечения реализации современной образовательной модели, по мнению академиков МАН ВШ В.А. Кузнецовой, В.С. Сенашенко, В.С. Кузнецова должны являться:
  8. система европейских квалификаций;
  9. система кредитов (зачетных единиц) в основном и дополнительном профессиональном образовании;
  10. совокупность программ, содержащих дисциплины, адекватные как современным требованиям практики, так и функции «на опережение»;
  11. система индивидуальных образовательных программ;
  12. отход общеобразовательных и профессиональных программ от детальных централизованных нормативных и методических предписаний;
  13. спектр новых технологий обучения;
  14. совокупность разнообразных контрольных мероприятий;
  15. система компетенций как один из инструментов учета результатов учебы.

Для проводимого исследования представляют интерес результаты научной работы академиков МАН ВШ Ю.С. Васильева, В.Н. Козлова, М.П. Федорова, посвященные зарубежному опыту реализации компетентностных моделей в рамках реализации положений Болонской интеграции.

Учеными рассматривается опыт реализации в Университете финансового менеджмента (Австрия, Вена, Фаххохшуле, специальная профессиональная Школа.), изученный в рамках повышения квалификации ППС. Основные особенности образовательного процесса, выявленные учеными:

  • согласованность образования и прикладных исследований с обязательной
  • практикой;
  • введение системы зачетных единиц;
  • ориентация на всеобщее высшее образование;
  • динамика инноваций обеспечивается основным составом ППС, а также за счет 80-90 процентов совместителей-почасовиков;
  • университет ориентирован на практику, что важно для компаний;
  • не ставиться цель – много преподавать, поскольку 80 процентов лекций читается почасовиками, а основная задача – развитие образовательных программ (имеются вузы, где сотрудники обеспечивают до 20 часов в неделю);
  • миссия вуза – сделать возможным успех студентов, открыть новые перспективы в экономическом мире, формирование ответственности каждого студента;
  • ориентация современных программ на практические результаты;
  • наличие дискуссии о бакалаврах и мастерах с учетом прогноза о «будущей зарекомендованности» выпускников в условиях новой системы «бакалавр-магистр»;
  • новое содержание – модульная система, состоящая из 4-15 лекций;
  • модуль составляет по объему 4-5 лекций, где результатом является решение инвесторских проблем, например: модуль отражает междисциплинарные связи;
  • разделение образовательных программ с учетом введения кредитов общего числа (один кредит – 25 часов);
  • выделение лекций, которые играют важную роль, поскольку и лектор и студенты работают вместе;
  • важное качество выпускника – знание английского языка;
  • ориентация тестов – проверка на «умение думать».

Концепция тестирования ориентирована на количество необходимых выпускников. Это проверяется министерством в целях контроля: нужные ли студенты учатся. Постоянно идет исследование: как учились студенты, и как идет их карьера. Показательны выводы, сделанные в результате проведенных исследований академиком МАН ВШ Сенашенко В.С.:

Изменение функций института образования как социальной системы.

– Высшая школа теряет контроль в вопросах формирования содержания основных образовательных программ. На отбор содержания образования оказывают влияние социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы.

– Господствующие классы обычно присваивают монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получают лишь те знания, которые необходимы для повседневной жизни и практической деятельности. В такой ситуации подключение работодателей к формированию ФГОС ВПО содержит определенный социальный компонент.

Изменение социальных функций высшего образования.

– Утрата (трансформация) функции социальной мобильности;

– Высшая школа все больше превращается в инструмент воспроизводства экономического неравенства; всё в большей степени играет:

роль социального карантина для определенного круга молодых людей, «социального сейфа»;

роль социального контроля над поведением выпускников школ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)