Объекты товароведения

Объект (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.

Объектами товароведческой и коммерческой  деятельности  являются  товары.

В медицинском и фармацевтическом товароведении это товары медицинского назначения — лекарственные средства, лекарственные препараты, специализированное оборудование и медицинские изделия, предназначенные для решения профессиональных задач провизора, а также услуги.

Различия между указанными видами деятельности заключаются в широте охвата объекта. Товароведческая деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.).

При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительского, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т. п.).

Каждый объект товароведческого анализа обладает определенным набором признаков, выделяющих его из множества других, часто очень похожих объектов. По мере развития компьютерных систем вопросы информационной совместимости становятся особенно актуальными.

Они связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, в первую очередь, направленных на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах.

В различных ситуациях возникает необходимость идентификации конкретного объекта либо группы подобных объектов.

Идентификация объекта — это присвоение ему уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и др., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.

Например, для решения задач материально-технического обеспечения медицинской организации провизору необходимо иметь информацию, которая позволит полностью идентифицировать конкретные марки, модели, артикулы, типы продукции.

Наличие такой информации позволит сделать рациональный выбор. Подобная информация содержится в различных классификаторах продукции.

В зависимости от уровня принятия решения товаровед может использовать:

  • минимальный набор информации, включающий наименование изделия, его условное обозначение или код и номер, обозначение нормативного или технического документа, определяющего характеристики данного изделия (например, для проведения тендерных закупок лекарственных средств или изделий медицинской техники);
  • максимальный набор информации, необходимый для полной идентификации изделия, который (дополнительно к минимальному набору) включает все физические (химические, биологические) и эксплуатационные (потребительские) характеристики товара (например, при выборе лекарственного средства пациентом в аптеке).

Для идентификации используют следующие параметры — наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т. е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.

Одним из важнейших направлений развития товароведения является разработка стандартов в области представления и обмена информацией.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.

Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах.

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.

Эти виды деятельности более детально изучаются в специальных курсах маркетинга и управления.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.

Первые три характеристики, которые можно назвать товароведческими, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара.

Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др.

Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности в свою очередь стимулируют разработку новых товаров и услуг как средств их удовлетворения.

Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью благодаря применению упаковки и маркировки, а также использованию достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов. Такая обработка изменяет их естественные свойства и формирует новые свойства и характеристики.

Однако модифицированную потребительную стоимость могут приобретать не только новые товары, но и традиционные, ранее известные, благодаря выявлению новых естественных свойств.

Так, экологически чистое лекарственное растительное сырье — это зачастую известные товары с повышенным уровнем безопасности.

Потребительная стоимость медицинских и фармацевтических товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением: для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение имеют также товароведческие характеристики товара, обусловливающие степень удовлетворения потребностей.

Так, лекарственные препараты-синонимы, имеющие одно и то же действующее вещество, но разные торговые наименования, не всегда одинаково удовлетворяют потребность больного, т. к. могут обладать различными побочными эффектами и продолжительностью воздействия.

Определение степени удовлетворения потребностей пациента адекватно оценке потребительной стоимости товаров. Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведческие характеристики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)