Объекты страхования и страховые риски

1. Страхование имущества предприятия
2. Страхование продукции предприятия
3. Страхование ответственности предпринимателя
4. Страхование перерывов в производстве и анализ ущерба
5. Страхование технических рисков
6. Страхование коммерческих рисков
7. Страхование финансовых рисков
8. Нахождение параметров страхования

1. Страхование имущества предприятия

Страхование имущества промышленных предприятий охватывает их основные и оборотные фонды. На страхование может быть принято как все имущество, принадлежащее предприятию, так и полученное им. Могут быть застрахован часть имущества или его определенный вид.

В связи с этим предусмотрены следующие виды договоров страхования имущества:

  • основной договор — договор страхования всего имущества, принадлежащего предприятию;
  • дополнительный договор — договор страхования всего имущества, полученного предприятием по договору имущественного найма (если оно не застраховано у наймодателя) или принятого
    им от других организаций и граждан для переработки, ремонта, на комиссию, хранение и т. п.;
  • договор выборочного страхования — договор страхования части имущества, как принадлежащего страхователю, так и принятого
    в аренду;
  • специальный договор — договор страхования, обеспечивающий страховую защиту имущества в период проведения экспериментальных и исследовательских работ, а также во время экспонирования на выставке.

Страхованию подлежат:

  • здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь;
  • незавершенное производство;
  • сырье и материалы;
  • готовая продукция.

Имущество предприятия может быть застраховано по балансовой стоимости либо в определенной доле от нее. Имущество, полученное по найму или от населения, страхуется по его остаточной стоимости.

Размер страхования имущества, принадлежащего предприятию:

  • здания, сооружения, передаточные устройства и другие элементы основных производственных фондов — по балансовой стоимости;
  • товарно-материальные ценности — по фактической себестоимости;
  • экспонаты выставок, авторские работы — по экспертной оценке;
  • незавершенное производство — по стоимости материальных и трудовых ресурсов.

Страховыми случаями являются: проявление действия стихийных сил (наводнение, обвал, землетрясение и т. д.), воздействие техногенных факторов (пожар, взрыв, выброс газа, прекращение подачи электроэнергии, аварии и пр.).

Размер тарифной ставки страхования учитывает вид договора, род деятельности предприятия, вид имущества, а также характер риска. Страховое возмещение производится в пределах страховой суммы.

Если имущество было застраховано в проценте от его полной стоимости, то в том же проценте возмещается и ущерб.

Предприятие вправе при заключении договора выбрать размер собственного участия в возмещении ущерба (франшизу) с соответствующим снижением суммы страховых платежей. Страховое возмещение уменьшается на размер франшизы.

Договоры страхования могут быть заключены на один год или на неопределенный срок с ежегодным пересчетом стоимости имущества и суммы годовых платежей. Договоры, заключенные на неопределенный срок, считаются продленными на следующий год при внесении предприятием 25% суммы страховых платежей будущего года.

2. Страхование продукции предприятия

Рассмотрим этот вопрос на примере судостроения. Принципиальная технология и современная организация судостроительного производства достаточно хорошо известны, чтобы их рассмотреть как совокупность объектов страхования. Опишем в общих чертах производственный процесс постройки судна, рассматривая его с позиций страхователя. Считается, что производственный процесс постройки судна начинается с предварительной обработки металла.

На этом этапе объектами страхования может быть имущество соответствующего цеха, ответственность за материальный и моральный ущерб работникам предприятия, и в первую очередь за их жизнь и здоровье, а также экологическая ответственность.

Специальное страхование незавершенного производства (листы, заготовки набора и др.) практического смысла не имеет. Эти объекты страхуются в целом как имущество предприятия.

Тот же самый подход к страхованию имеет место и на следующем этапе постройки судна — предварительной сборке. Страхование от дельных узлов и секций не практикуется по названной выше причине. Страхование остальных упомянутых выше объектов сохраняется.

Все сказанное относится и к остальным цехам, осуществляющим достапельные работы.
Следующий этап постройки судна — монтаж: и стапельная сборка по строительным районам, и формирование корпуса судна с насыщением.

На этом этапе появляется принципиально новый объект страхования — судно. Этот новый объект страхования сохраняется на всех дальнейших этапах постройки: при достроечных работах, швартовных и ходовых испытаниях.

Стапельный период начинается обычно, в зависимости от принятого способа, по прошествии 30–35% длительности постройки судна. При этом стоимость строящегося судна монотонно возрастает, достигая к моменту сдачи его коммерческой себестоимости.

Поскольку страховая сумма по определению представляет собой оценку страхуемого имущества, объект страхования имеет монотонно возрастающую страховую сумму. Следует отметить, что на всех перечисленных этапах осуществляется страхование и финансовой деятельности.

Таким образом, страхование в судостроительной отрасли имеет две следующие особенности:

  • строящийся объект как объект страхования появляется лишь на завершающих этапах производственного цикла;
  • стоимость страхуемого объекта в течение всего цикла постройки непрерывно монотонно возрастает.

Поскольку недостроенное судно на стапеле и в достройке находится продолжительное время, в течение которого его стоимость непрерывно возрастает, возникает задача определения страховой суммы и неизбежного при этом разделения ответственности между страхователем и страховщиком.

По существующей практике страховая сумма на строящийся объект определяется равной контрактной цене судна, а срок действия договора распространяется на весь период постройки. Это противоречит действующему законодательству, так как в этом случае в течение всего периода постройки страховая сумма будет значительно превышать стоимость страхуемого имущества. Это положение, безусловно, выгодно страховщику.

Действительно, в течение всего периода постройки страховые взносы исчисляются на базе страховой суммы, заметно превосходящей фактическую. В какой то мере это компенсируется шкалой страховых платежей, но такое решение тем не менее является паллиативным.

Возможны следующие варианты определения страховой суммы, лишенные этого недостатка:

  • страховая сумма определяется как среднее значение средств, авансированных в недостроенное судно;
  • предусматривается ступенчатая шкала значений страховой суммы, специально по величине и срокам определяемая в договоре
    страхования;
  • в случае если оплата постройки осуществляется по частичной готовности, страховая сумма определяется как сумма платежей заказчика по закрытым этапам.

Этот, казалось бы, простой и убедительный подход встречает очевидные возражения. Прежде всего первый вариант в определенной мере не соответствует действующему законодательству. Действительно, страховая сумма определяется как некое среднее значение стоимости объекта за весь период постройки.

Из этого следует, что постоянно возрастающий от нуля объем этой стоимости до определенного момента будет меньше страховой суммы, что противоречит закону. Однако страховщик при этом убытка не несет, так как страховое возмещение ущерба вследствие страхового случая в этот период будет всегда меньше страховой суммы.

Сказанное может быть описано формулой:

Во втором периоде, когда стоимость строящегося судна превышает страховую сумму, страховщик также находится в выгодном положении — убытки при реализации риска с ним разделяет страхователь. Действительно, в этом случае страховое возмещение при любом размере ущерба не может превышать страховой суммы, которая в этот период меньше стоимости строящегося судна (см. рис. 5.1).

Это может быть описано формулой:

Во втором варианте, при ступенчатой шкале значений страховой суммы, возникают чисто технические сложности: либо эта шкала должна задаваться и согласовываться в тексте договора страхования, либо пересматриваться на каждом этапе.

Момент появления недостроенного судна как объекта страхования существенно зависит от принятого метода постройки судна и в некоторой степени — от типа построечного места.

Основным методом по стройки в российском судостроении является секционный. При таком методе корпус судна собирают на построечном месте из отдельных секций, узлов и деталей. Корпус судна при этом может формироваться пирамидальным, островным и отсечным способами. Поскольку вы бор способа формирования имеет определенное значение для страхования, поясним, что представляет собой каждый способ.

При пирамидальном способе корпус судна формируют по длине последовательно отдельными частями. При этом в течение всего стапельного периода судно существует как постоянно наращиваемый единый объект.

При островном способе и его разновидностях (раз дельный, отсечный) судно начинает формироваться в виде нескольких пирамид, которые впоследствии стыкуются друг с другом. Таким образом, если при пирамидальном способе формирования корпуса судна в течение всего стапельного периода существует единственный объект страхования, то при островном способе таких объектов не сколько.

Поэтому при островном формировании корпуса вероятность страхового события должна рассчитываться как вероятность наступления такового хотя бы на одном из островов. С другой стороны, при островном методе размер ущерба и как следствие размер страхового возмещения должен исчисляться не от всей стоимости строящегося объекта, а от стоимости каждого острова. Это различие в страховом возмещении может быть описано формулами (5.3–5.5).

Покажем это на более простом варианте островного метода — раздельном, при котором корпус возводится двумя островами пирамидами. Для простоты будем полагать, что стоимость незавершенного производства для каждого острова при раздельном способе равна половине стоимости незавершенного производства при пирамидальном способе постройки.

Можно полагать, что вероятность наступления страхового события на каждом из островов при раздельном способе постройки и на пирамиде при пирамидальном одинакова и равна q. В соответствии с действующим законодательством примем, что страховое возмещение измеряется ущербом в пределах страховой суммы S. Тогда вероятное страховое возмещение Sв для пирамидального способа формирования корпуса может быть записано как

Для двух островов страховая сумма будет в два раза меньше и составит S/2 для каждого.

Вероятность страхового события хотя бы для одного из островов составит

и величина страхового возмещения для принятого условия будет равна

Нетрудно видеть, что в этом случае существенную роль играет характер функции нарастания затрат. Кривая нарастания затрат может рассматриваться как по затратам на постройку в целом, так и по группам статей калькуляции. Пример семейства кривых нарастания затрат для транспортного судна приводится на рис. 5.3.

Для удобства анализа влияния характера кривой нарастания затрат на основные показатели страхования целесообразно описать эту кривую аналитической функцией. Обозначим нормированную функцию нарастания затрат через v(t), где t — отношение времени от начала по стройки судна к длительности периода постройки.

Сама величина v(t) представляет собой отношение текущей страховой суммы к стоимости страхуемого судна. Это можно записать так:

Исходя из характера кривой нарастания затрат можно сформули ровать некоторые требования к этой функции:

  • при t = 0 × v(t) = 0
  • при t = 1 × v(t) = 1

Для удобства анализа влияния характера кривой нарастания затрат на основные показатели страхования целесообразно описать эту кривую аналитической функцией. Обозначим нормированную функцию нарастания затрат через v(t), где t — отношение времени от начала по стройки судна к длительности периода постройки.

Сама величина v(t) представляет собой отношение текущей страховой суммы к стоимости страхуемого судна. Это можно записать так:

  • при 0 < t < t × v’(t) > 0;
  • при 0 < t < tп × v’’(t) > 0; при tп < t < 1 × v’’(t) < 0.

Здесь tп — пороговое значение, при котором функция нарастания затрат имеет перегиб. Функция v(t) должна быть интегрируема.

Попытки описания функции нарастания затрат логистическими или иными кривыми были и ранее. Так, Р. М. Петров и В. В. Волостных отмечали, что для описания кривой нарастания затрат логистические функции, функции Гомпертца, Джонсона оказывались непродуктивными. Ими была использована для аппроксимации кривой нарастания затрат функция вида

Легко заметить, что предложенная авторами функция — не что иное, как хорошо известная функция Гаусса. Однако и эта функция также не удовлетворяет сформулированным выше требованиям. В частности, она в элементарных функциях не интегрируется, что существенно затрудняет ее использование.

Кроме того, функция Гаусса определена на интервале (–∞ … +∞). Интервал отрицательных значений в данной задаче смысла и ценности не имеет. Поэтому было целесообразно искать аппроксимацию среди элементарных просто интегрируемых функций.

Среди элементарных функций наиболее простая и пригодная для этой цели — следующая:

Зависимость коэффициента нарастания затрат kнз, характеризующего полноту кривой нарастания затрат (и рациональности расходования средств), от параметра k приводится на рис. 5.4, а характер самих кривых при различных значениях параметра k приводится на рис. 5.5.

Значение коэффициента нарастания затрат kнз может быть определено выражением

Отметим, что для определения величины коэффициента нараста ния затрат необходимо вычислить интеграл от функции нарастания затрат (5.7) Это может быть осуществлено следующим образом:

Проведем следующую подстановку: kt2 = u2; тогда:

Тогда можно записать:

Отсюда, как нетрудно видеть, можно записать окончательное выражение:

Оговорим сразу, что качество организации технологического процесса при одних и тех же сроках постройки определяется величиной коэффициента нарастания затрат. Чем меньше коэффициент нарастания затрат, тем экономнее и эффективнее используются средства, авансированные в постройку судна, потому что средний остаток оборотных средств, выделенных на постройку, непосредственно связан с коэффициентом нарастания затрат:

Имея в виду, что средний остаток оборотных средств служит базой исчисления процентов за кредит, можно понять, как важно, чтобы этот показатель был как можно меньше. Величина коэффициента нарастания затрат во многом определяется организацией технологического процесса и характером нарастания компонентов себестоимости.

В качестве таковых обычно рассматриваются следующие четыре:

  • материалы;
  • комплектующие изделия и контрагентские поставки;
  • контрагентские работы;
  • собственные работы предприятия. Эта статья представляет собой хорошо известный в экономике показатель — добавленную стоимость за вычетом балансовой прибыли предприятия.

Некоторые данные по структуре себестоимости приводятся в табл. 5.1. (Данные предоставлены кафедрой управления производством Санкт-Петербургского филиала Государственной высшей школы экономики.).

За рубежом на современных судостроительных предприятиях коэффициент нарастания затрат обычно очень низкий. Приобретение всех материалов и комплектующих осуществляется своевременно, т. е. незадолго до производственной необходимости в каждом изделии; оплата осуществляется в момент приобретения.

По иному обстояло дело в Советском Союзе и обстоит в сегодняшней России. В силу указанных особенностей судостроительной отрасли (программный характер создания каждого судна) в Советском Союзе на многие изделия договоры заключались задолго до момента, когда данное изделие понадобится для установки и монтажа.

Поскольку такие заказы финансировались хотя бы частично, то это увеличивало массу средств, связанных в постройке. Еще сложнее обстоит дело в настоящее время. В силу нестабильности российской экономики почти все поставщики работают на условиях предоплаты, что в еще большей степени увеличивает массу средств, связанных в по стройке. А это неизбежно приводит к увеличению значений коэффициента нарастания затрат со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.

Именно в соответствии с ранее сказанным и целесообразно составлять договор страхования судна. В настоящее время договор страхования судна действует от момента его закладки и до момента сдачи. Страховая сумма предусматривается равной построечной цене судна. Это противоречит действующему законодательству и невыгодно для страхователя. В соответствии с реальностью срок действия договора должен быть от начала стапельного периода до сдачи судна заказчику.

При этом страховая сумма должна определяться как ее среднее значение (математическое ожидание) за названный период:

Возможно также — и, по видимому, более целесообразно, — пользуясь широко принятой системой платежей в рассрочку, корректировать страховую сумму, базируясь на реальной величине средств, связанных в строящемся судне. Один из вариантов такой корректировки — осуществление страховых взносов по квартилям, от начала стапельного периода. Идея построения такой системы оплаты заключается в следующем.

Уплата страховых взносов осуществляется в моменты, когда вели чина средств, вложенных в постройку судна, достигает некоторых величин, определяемых как сумма затрат на начало стапельного периода плюс соответственно 0, 25, 50 и 75% от оставшейся части стоимости судна.

При этом размеры взносов таковы:

  • первый взнос включает в себя все затраты достапельного периода и 25% остальных затрат на постройку;
  • второй, третий и четвертый взносы — 25% от остальных затрат на постройку.

Сказанное может быть записано и в виде формул. Предполагается, что внесение страховых платежей осуществляется в рассрочку. Страховая сумма определяется в зависимости от степени готовности судна, измеряемой функцией нарастания затрат. Значения функции нарастания затрат, при которых осуществляются страховые взносы, могут быть представлены в виде.

Суммы платежей будут следующими:

Теперь, пользуясь выражением (5.7), можно получить выражение для определения моментов страховых платежей. Полагая значения функции нарастания затрат фиксированными: v(ti) = vi, можно запи сать:

Отсюда можно получить ti, т. е. моменты платежей:

Сказанное может быть проиллюстрировано примером. Пусть срок постройки судна составляет 24 месяца. Стапельный период начинается через 8,4 месяца. Тогда относительное время начала стапельного периода составит t = 0,35. Значение функции нарастания затрат (5.13 при k = 4):

Определим оставшуюся неосвоенной долю стоимости судна:

Четвертая часть этой суммы составляет 0,147. Определим подлежащую освоению долю стоимости судна к концу первого квартиля длительности стапельного периода:

Теперь можно рассчитать момент окончания первого квартиля:

Аналогично можно получить значения моментов окончания второго, третьего и четвертого квартилей:

Напомним, что первый страховой взнос производится в начале стапельного периода, второй — в конце первого квартиля, третий — в конце второго квартиля, а последний — в конце третьего квартиля. Перейдем от нормированных величин к реальному времени.

Первый взнос и первое установление страховой суммы осуществляются через 8,5 месяца после закладки судна, второй взнос и первый пересмотр страховой суммы производятся через 10,7 месяца, третий взнос и второй пересмотр — через 13,7 месяца, и последний взнос, при котором страховая сумма оказывается равна стоимости судна, осуществляется через 17,6 месяца.

Однако страхование судна в целом приносит безусловные выгоды страховщику за счет страхователя. Это объясняется следующими обстоятельствами. Любое судно как большая система состоит из не скольких подсистем. С каждой из этих подсистем могут происходить события, которые справедливо рассматривать как страховые.

При этом во всех случаях, кроме опустошительных, ущерб наносится лишь одной из подсистем. Такова действительность. Ее отражение в страховом деле выглядит иначе. Страховая сумма определяется исходя из стоимости судна, и на этой базе формируются страховые платежи.

Мало этого, входящая в формулу страхового тарифа вероятность страхового события по судну в целом будет существенно больше, чем по каждой из подсистем. Действительно:

Легко видеть, что все величины в скобках меньше единицы, а их произведение — тем более. Поэтому qc будет больше любой вероятности под знаком произведения. Таким образом, страховой тариф оказывается существенно завышен. При этом поскольку авария происходит чаще всего в одной из подсистем, то и страховое возмещение не может превысить ее стоимости.

Поэтому для страхователя выгоднее страховать не судно в целом, а отдельные его подсистемы. Суммарная страховая сумма по подсистемам будет равна страховой сумме по всему судну в целом. Однако страховой платеж будет меньше за счет уменьшения вероятности страхового события.

Здесь надо сделать важное замечание. В предыдущем материале этого параграфа велось рассуждение о страховании судна в целом в соответствии с его кривой нарастания затрат.

При страховании судна по подсистемам необходимо строить такие же кривые нарастания затрат по каждой из подсистем судна. Формулы, выведенные при этом, остаются справедливыми для каждой из подсистем, так же как и для судна в целом.

Приведем построенную в терминах алгебры страхования возможных сочетаний матрицу, строки которой представляют подсистемы судна, а столбцы — этапы его постройки (табл. 5.2).

Взаимосвязи рисков, аналогичные приведенным в северо западном углу таблицы, могут быть составлены и для остальных элементов таблицы.

3. Страхование ответственности предпринимателя

Страхование ответственности предпринимателя охватывает как его руководителей, так и его прочих работников.

Перечень страхуемых рисков очень широк. Это ответственность:

  • за ущерб персоналу и вещам, который возник в результате производства и прочей деятельности;
  • за качество производимой продукции;
  • за своевременную поставку продукции;
  • перед кредитором;
  • за внутренние транспортные средства;
  • за нанесение вреда имиджу фирмы;
  • собственника и арендатора используемой предприятием земли;
  • за загрязнение окружающей среды;
  • возникшая из владения рекламными сооружениями;
  • связанная с организацией выставок.

Особое значение в последнее время приобретает страхование ответственности за загрязнение окружающей среды (экологическое страхование). Целью такого страхования является имущественная защита страхователя за ущерб третьим лицам.

Страхователями выступают предприятия страховые события — внезапное непреднамеренное причинение ущерба в результате аварии и неожиданного сброса загрязняющих веществ в окружающую среду.

Страховое возмещение включает в себя: компенсацию ущерба имуществу, компенсацию убытков в связи с ухудшением жизни в окружающей среде, расходы по спасению жизни и имущества граждан и расходы по очистке загрязненной территории.

Страхование экологической ответственности, как уже было упомянуто, предусматривает ответственность страховщика за риски, связанные с аварийным загрязнением окружающей среды.

К ним относятся страхование ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение ими вод побережья страхование ответственности за ядерный ущерб, причиненный третьим лицам в процессе мирного использования ядерной энергии, страхование ответственности за загрязнение грунтовых вод, земли и воздуха, страхование ответственности от горнодобывающей деятельности.

Характерными условиями страхования ответственности за вред, причиненный окружающей среде, являются:

  • строгий учет степени риска, что связано с предварительными обследованиями и определением вероятности убытков и их возможных размеров;
  • строгое соблюдение страхователем мер по предотвращению убытков, что связывается с выплатой страхового возмещения;
  • дифференциация размеров страхового возмещения в зависимости от вида загрязнения и причин, приведших к нему;
  • ограничение размеров возмещения, которые не превышают, как правило, $3–4 млн.;
  • исключение из страхования ущерба от постоянных либо повторных выбросов;
  • исключение из ответственности расходов за превентивную очистку.

Тарифные ставки страхования экологической ответственности чаще всего устанавливаются в процентах от объема годовой реализации продукции предприятия и дифференцируются в зависимости от степени риска на том или ином предприятии и проведения превентивных мероприятий. При расчете тарифных ставок можно использовать также материалы судебных процессов (данные о размерах возмещений по случаям причинения вреда).

Страховое возмещение должно покрывать убытки, связанные с причинением вреда здоровью, повреждением и гибелью имущества, ухудшением условий жизни, затраты на очистку загрязненной территории. Однако на практике до этого еще далеко. Сейчас разрабатываются федеральная и региональная системы экологического страхования.

Их составляющие — страховой фонд предприятия и фонд взаимного страхования — создаются региональными и отраслевыми объединениями экологически опасных предприятий. Они предназначены для компенсации небольших ущербов по решению судебных органов или потерпевшей стороны.

Вопросы о размерах взносов и величине компенсации убытков решаются совместно участниками в каждом случае. Эти два фонда являются вспомогательными по отношению к фонду страхования экологического риска.

Фонд страхования экологического риска обеспечивает защиту интересов третьих сторон в случае причинения им ущерба загрязнением среды, а также компенсацию убытков самого страхователя.

Названные три фонда выполняют по отношению друг к другу функции перестраховщиков. Страхование экологического риска производится как на добровольной основе, так и на обязательной.

Обязательное страхование охватывает предприятия и производства, внесенные в перечень экологически опасных объектов в банке данных кроме перечня имеются сведения о размерах страховых ставок, страховых премий и суммах страхового возмещения для каждого типа объекта или страховых событий.

Добровольное страхование не имеет ограничений ни для страховщика, ни для страхователя. Служба экологического аудирования определяет величину риска аварийного загрязнения и величину потенциального экологического ущерба.

Величина экологического ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды служит базой группировки предприятий и производств в:

  • экологически особо опасные (группа А) — вероятность аварии 0,09 и потенциальный экологический ущерб от аварии — $110 тыс. в год;
  • экологически опасные (группа Б) — вероятность аварии 0,085 и потенциальный экологический ущерб от загрязнения — $80 000 тыс. в год;
  • экологически малоопасные (группа В) — вероятность аварии 0,059 и потенциальный экологический ущерб > $1 тыс. в год.

Предприятия групп А и Б подлежат обязательному страхованию по экологической ответственности. Начиная с 20 х гг. прошлого века стало развиваться страхование ответственности производителя за качество производимой продукции.

Сейчас оно очень распространено, и имущественная ответственность за производство и последующую реализацию продукции, способная стать причиной несчастных случаев, является одной из наиболее значимых проблем в области страхования предпринимательской деятельности. Появление дефектов продукции неизбежно в силу многих непредвиденных обстоятельств, поэтому продукция приобретает характер объективного риска.

Дефекты продукции могут быть обнаружены на любом этапе пути ее к потребителю:

  • в производстве (дефект конструкции или изготовления);
  • при продаже, когда продавец создал у покупателя ложное представление о потребительских свойствах товара (маркетинговый риск);
  • когда изделие, небезопасное по своей природе, несмотря на предупреждения, содержащиеся в инструкции, приносит ущерб потребителю (риск предупреждения).

Гражданское законодательство многих стран предусматривает высокий уровень ответственности производителя продукции, обладающей явными или скрытыми дефектами, пользование которой небезопасно для потребителя.

Ответственность при страховании производителя продукции охватывает:

  • смерть, повреждение тела, расстройство здоровья любого лица, не состоящего на службе у страхователя;
  • уничтожение или уменьшение объема чужого имущества, которое на момент страхового случая не принадлежит страхователю или работающему у него лицу. В России данный вид страхования пока не получил развития.

4. Страхование перерывов в производстве и анализ ущерба

За рубежом особое место уделяется страхованию простоев в работе, причинами которых могут быть: материальный ущерб, болезнь и смерть сотрудников, внешние факторы (нарушение соглашений поставщиками, отказ покупателя, угроза безопасности продукции или производству).

Страхование перерывов в производстве не производится по причинам:

  • умысел страхователя;
  • военные действия;
  • изменения первоначального проекта восстановления объекта;
  • плановый ремонт;
  • запрещение властями проведения восстановительных работ;
  • недостаток у страхователя материальных, трудовых и финансовых ресурсов для устранения причин простоя.

Страхование на случай простоя в значительной части выступает как дополнение к страхованию основных и оборотных средств, поскольку перерыв в производстве вызывается их гибелью или повреждением. Подлежащий возмещению ущерб от простоя складывается из упущен ной прибыли, текущих и дополнительных затрат, осуществляемых с целью сокращения ущерба.

Упущенная прибыль является основным компонентом данного вида страхования. Величина этой прибыли может быть определена умножением объема недополученной продукции на величину прибыли, приходящейся на единицу продукции, или умножением среднедневной прибыли на число дней простоя.

В качестве некоторой компенсации потерь учитывают доход от реализации поврежденного имущества. Дополнительные затраты с целью сокращения ущерба от простоя связаны обычно с оплатой персонала в период простоя, введением дополнительных смен, сверхурочных работ, срочным ремонтом, использованием менее экономичных машин, передачей части работы другим предприятиям, арендой оборудования, налогами, амортизационными отчислениями и пр. Размер этих затрат может быть найден по учетным документам.

Расчет суммы ущерба требует хорошего знания специфики работы данного предприятия, значительного объема информации. Эта работа, как правило, возлагается на самих страхователей, страховщик же ограничивается только функциями контроля.

Общие потери (ущерб страхователя) могут быть вычислены по формуле:

В свою очередь, величина недополученной прибыли определяется так:

Покажем на примере определение ущерба страхователя в связи с перерывами производства (табл. 5.3).

Тарифные ставки страхования обычно устанавливаются в процентах к стоимости валовой продукции предприятия и, в принципе, должны корректироваться факторами, определяющими степень риска.

В мировой практике принято также предоставлять страхователю скидку с суммы платежей, если на предприятии в течение ряда лет не было страховых событий и ему не выплачивалось за это время страховое возмещение. И наоборот, страховщик увеличивает размеры страховых платежей при частых и крупных убытках на предприятии.

5. Страхование технических рисков

Эта область страхования также связана с основными производственными фондами. Она возникла в связи с техническим прогрессом, бурным строительством, появлением сложных дорогостоящих промышленных технологий. Все это было сопряжено с риском аварий, катастроф, грозивших их владельцам крупными убытками.

Первый страховой полис по страхованию технических рисков был выдан в 20 х гг. прошлого века в Великобритании. Предметом страхования явилось строительство железнодорожного моста. Страхование технических рисков получило свое распространение во многих странах, особенно в США. Великобритании и Японии.

В России эта область страхования только начинает свое развитие.

Под страхованием технических рисков понимаются следующие виды страхования:

  • строительно монтажных работ;
  • машин в промышленной сфере;
  • передвижного оборудования (включая буровые установки);
  • электронного оборудования;
  • инженерных сооружений (причалов, дамб, стапелей и пр.).

Из перечисленных видов страхования технических рисков в Рос сии существует практически лишь один — страхование строительно монтажных работ.

Объектами строительно монтажного страхования являются здания, сооружения, машины, запасные части к ним, материалы и другое имущество, предназначенное для строительства и монтажа и находящееся на строительной площадке, названной в договоре страхования.

Согласно условиям строительно монтажного страхования, страховщик возмещает прямые убытки от гибели или повреждения застрахованного имущества, возникшие по причине:

  • ошибок при проведении строительных и монтажных работ и дефектов застрахованных объектов;
  • небрежности рабочих, техников, инженеров и служащих;
  • короткого замыкания в электросетях;
  • разрывов тросов и цепей, падения деталей и предметов;
  • пожара, взрыва, обвала, наводнения, урагана, землетрясения и других стихийных бедствий.

При страховании технических рисков не подлежат возмещению убытки, произошедшие вследствие:

  • военных действий;
  • ядерного взрыва, радиоактивного воздействия;
  • умышленного действия или грубых ошибок страхователя;
  • недостатков техники, которые были известны страхователю;
  • частичного или полного прекращения работ;
  • экспериментальных и исследовательских работ;
  • повреждения строительной техники и транспортных средств по причине их внутренних поломок (не вызванных внешними факторами).

При страховании строительно монтажных работ не пользуются определенными заранее тарифами. Тарифные ставки страхования и страховые платежи устанавливаются индивидуально по каждому риску, для чего учитывают: характер сооружаемых объектов, виды основных и вспомогательных материалов, состав строительно монтажной техники, структуру почвы строительной площадки, вероятность возможного землетрясения и других стихийных бедствий, квалификацию персонала и др.

Страховой суммой является, как правило, стоимость объекта страхования, включая стоимость проектирования, технической документации и рабочей силы. Размер страхового возмещения за погибшее имущество ограничивается стоимостью его замены или фактической стоимостью на момент страхового случая.

При ремонте поврежденного имущества возмещаются только затраты на приведение его в состояние, в котором оно находилось до страхового случая. При страховании строительно монтажных рисков, как правило, применяется франшиза.

6. Страхование коммерческих рисков

Страхование коммерческих рисков является одним из самых сложных видов страхования. Назначение страхования коммерческой деятельности состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренных контрактом доходов.

Ответственность страховой компании при страховании коммерческой деятельности заключается в том, чтобы возместить страхователю потери, возникшие вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка, невыполнения кон трактов и других обстоятельств.

Страховая сумма как предел ответственности устанавливается по заявлению страхователя, но с согласия страховщика.

Возможны два варианта установления страховой суммы:

  • страховая сумма устанавливается в пределах капитальных вложений страхователя в страхуемые операции — возмещаются затраты страхователя (страхование инвестиций);
  • страховая сумма включает не только капитальные затраты и другие коммерческие вложения, но и определенную прибыль от коммерческой деятельности (страхование дохода, прибыли).

Как и в других видах страхования, здесь необходимы некоторые ограничения при приеме на страхование и в страховой ответственности. Целесообразным представляется исключить из страхования посредническую деятельность, азартные игры и т. п.

Исключаются из страховой ответственности возможные убытки, связанные с политическими переворотами, негативными действиями страхователя, его партнеров или выгодоприобретателей (умышленные действия по срыву застрахованной деятельности, нарушения законодательства и т. п.). Страхование обычно включает в себя условие франшизы (3–5%). Целесообразно и ограничение суммы максимального возмещения.

Страховые тарифы при страховании коммерческих рисков зависят от ряда факторов: вида деятельности, срока страхования, степени стабильности рыночных отношений и др. Следует учитывать, что тарифы данного вида страхования весьма значительно коррелируют со ставками страхования кредитов, поскольку в обоих случаях они находятся под воздействием стихии рыночного механизма.

7. Страхование финансовых рисков

Рассматривая финансовые риски как составную часть коммерческих рисков, применяют следующую классификацию видов страхования финансовых рисков.

1. Страхование кредитов:

  • страхование риска невозврата кредита (страхователь — банк);
  • страхование ответственности заемщика за невозврат кредита (страхователь — заемщик);
  • страхование несвоевременной уплаты процентов за кредит заемщиком;
  • страхование депозитов (страхователем может быть как банк, так и вкладчик).

2. Страхование косвенных рисков:

  • страхование на случай потери дохода (прибыли);
  • страхование дополнительных расходов;
  • страхование временной прибыли;
  • страхование арендной платы.

3. Страхование биржевых рисков:

  • страхование риска неплатежа по коммерческим сделкам;
  • страхование комиссионного вознаграждения брокерской фирмы;
  • страхование операций с ценными бумагами.

4. Страхование валютных рисков.

Как видно из приведенной классификации, особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких либо операций в финансово кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценностями, т. е. риски, которые вытекают из природы этих операций.

Также к финансовым рискам можно отнести риск наступления кос венного (побочного) финансового ущерба (неполученная или недополученная прибыль) в результате страхового события — остановки производственного процесса из-за утраты или повреждения застрахованного имущества.

Последнее относится прежде всего к промышленным предприятиям. Как видно из изложенного, особенностью страхования коммерческо финансовой сферы является то, что она занимает промежуточное положение между страхованием имущества и страхованием ответственности. Остановимся подробнее на страховании валютных рисков.

Валютные риски — это опасность возможных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в процессе международной деятельности компании, которая включает с себя:

  • валютные операции;
  • зарубежное кредитование;
  • инвестиционную деятельность;
  • международные платежи;
  • международные расчеты;
  • финансирование внешней торговли;
  • международные гарантии.

При страховании валютных рисков используют так называемые защитные оговорки — определенные условия, отражаемые в договорах и предусматривающие возможность их пересмотра в процессе действия договора. Защитные оговорки подразделяются на валютные оговорки, оговорки несовпадения валюты цены и валюты платежа, товарно ценовые оговорки и форвардные операции.

1. Валютные оговорки ставят условие, в соответствии с которым сумма платежа должна быть пересмотрена в той же пропорции, в которой произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки. Валютные оговорки бывают косвенными, прямыми и мультивалютными.

Косвенная валютная оговорка применяется в тех случаях, когда цена товара зафиксирована в одной из наиболее распространенных в международных платежах валют (евро, доллар, иена и др.), а платеж предусматривается в другой денежной единице (обычно — национальной).

Прямая валютная оговорка применяется, когда валюты цены и платежа совпадают, но величина суммы платежа по условию договора ставится в зависимость от изменения курса валюты платежа по отношению к другой, более стабильной валюте — валюте оговорки.

Мультивалютные оговорки — это оговорки, действие которых основано на коррекции суммы платежа, но не к одной валюте, а к специально сформированному набору валют, который называют валютной корзиной.

2. Оговорка несовпадения валюты цены и валюты платежа. Эта оговорка заключается в том, что если валюта цены товара (или валюта займа) оказалась более устойчивой, чем валюта платежа, то сумма обязательств возрастает пропорционально к валюте оговорки.

3. Товарно ценовая оговорка. Это условие, включаемое в международные экономические соглашения с целью страхования экспортеров и кредиторов от инфляционного риска.

Различают:

  • оговорку скользящей цены, которая повышается в зависимости от ценообразующих факторов;
  • индексацию, основанную на включении в соглашение особой индексной оговорки о пересчете суммы платежа пропорционально измененному индексу цен за период от даты подписания до момента исполнения обязательств.

4. Форвардные операции. Один из способов страхования валютных рисков. Форвардный валютный контракт — это сделка, определяющая сумму валюты, которая должна быть обменена на другую валюту в определенный день в будущем по курсу, который устанавливается в момент заключения сделки. Разновидностью форвардных операций является хеджирование, используемое в банковской, биржевой и коммерческой практике для защиты зарубежных инвестиций от возможного валютного риска — изменений курса валют в будущем.

8. Нахождение параметров страхования

Результаты рассмотренных выше вариантов классификации объектов страхования и страховых рисков в промышленности создают основу для нахождения таких важнейших параметров страхового дела, как страховая сумма (страховая стоимость), страховое возмещение, страховой платеж, величина причиненного ущерба.

Законом установлено, что страховая стоимость имущества определяется при заключении договора страхования. При этом страховщик имеет право провести оценку стоимости имущества, в том числе организовать экспертизу (ч. 1 ст. 945 ГК РФ).

На практике страховая стоимость зачастую рассчитывается как стоимость приобретения имущества за вычетом его износа. Такой подход объясняется тем, что задача страхования — компенсировать ущерб, а не служить источником получения прибыли страхователем. Здесь страховое обеспечение равно величине ущерба.

В договоре страхования по соглашению сторон может быть установлен лимит ответственности страховщика (максимально выплачиваемое страховое возмещение) на один страховой случай и (или) на весь пери од страхования.

Устанавливается также франшиза, или личное участие страхователя в покрытии ущерба. Франшиза может быть установлена в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме. Возможна также франшиза, выраженная в процентах к ущербу. Кроме страхования имущества по его страховой стоимости применяются и другие системы страхования.

Страхование по системе пропорциональной ответственности. Оно означает неполное, частичное страхование объекта. Использование этой системы предусматривает выплату страхового возмещения, рас считываемого из выражения:

При пропорциональной системе страхователь, по сути дела, также рискует принять участие в возмещении ущерба.

Страхование по системе первого риска. Здесь предусматривается выплата страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. При этом весь ущерб в пределах страховой суммы (пер вый риск) компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.

Страхование по системе дробной части. Эта система практически совпадает с системой страхования по пропорциональной ответственности. Разница заключается в том, что в первом случае страховое возмещение пропорционально страховой сумме по договору, а при страховании по дробной части — пропорционально некоторой показанной стоимости, которая выделяется из договорной суммы.

Страхование по восстановительной стоимости. По этой системе страховое возмещение ущерба производится исходя из стоимости нового имущества аналогичного вида. Износ не учитывается.

Различают также стоимость замещения объекта страхования — суммарные издержки по созданию улучшений с функциональными свойствами, аналогичными объекту.

Можно считать, что каждый объект недвижимости имеет три основные оценочные характеристики:

  • стоимость объекта как цена покупателя;
  • затраты на воспроизводство аналогичного объекта;
  • цена фактическая (цена продавца).

Промышленное страхование кроме страхования имущества включает в себя, как уже упоминалось, страхование ответственности и страхование от перерывов в производстве. Страховая сумма здесь, как и в любом другом виде страхования, означает предел денежных обязательств страховщика по компенсации ущерба, связанного с действиями или бездействием страхователя, ставшего причинителем ущерба третьим лицам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)