О важности личного контакта между преподавателем и студентом в процессе обучения

В современном мире наблюдаются постоянные изменения классических подходов к обучению. Отчасти это связано с процессами оптимизации и модернизации, которые сейчас происходят в системе образования и здравоохранения. Можно сказать, что в последние годы меняется сама связь между педагогом и учеником, длительные годы бывшая нерушимой.

С древних времен передача знаний от одного поколения к другому осуществлялась несколькими различными способами. Особую актуальность подобная передача приобретала в медицинской среде, когда надо было осуществить своеобразный «транзит» знаний и умений от наставника к его ученикам. Ведь медицина – это не просто набор определенных умений.

Чтобы стать хорошим, квалифицированным специалистом, врачевателем, раньше и сейчас необходимо было получить знания по самым разнообразным дисциплинам, научиться лечить не только тело, но и душу, помогать не только лекарством, но и советом.

Подобная связь держалась на протяжении нескольких столетий, если не тысячелетий. При этом новые веяния и достижения не могли поколебать ее. Применительно к медицине в подобном контексте можно рассматривать труды многих выдающихся деятелей, к примеру Леонардо да Винчи или Николая Ивановича Пирогова. Оба представленных выдающихся ученых-исследователя внесли огромный вклад в изучение медицинских наук. При этом они, следуя традициям, имели довольно внуши- тельное количество учеников и последователей.


Менялись эпохи; менялись подходы к образовательному процессу, в том числе и в медицинской среде; менялись политические строи; можно сказать, что менялось и само время. При этом в каждое определенное время, в каждой эпохе, имелось разное отношение к процессу обучения подрастающего поколения. Как правило, во главе процесса обучения всегда становились выдающиеся специалисты – зачастую лучшие педагоги своего времени.

И, несмотря на то что в разные столетия, несколько видоизменялись подходы к процессу обучения в целом – кое-что оставалось неизменным – это личностный контакт между обучающим и обучающимся, с последующим логичным формированием их диалога.

Важность данного вида взаимоотношений сложно переоценить. Даже имея «задокументированные» знания по любой из изучаемых специальностей студента вуза, в том числе и медицинского, невозможно стать высококвалифицированным специалистом. Ведь работой преподавателя становится не только проверка и контроль над изучаемым материалом, но и своевременная и всеобъемлющая помощь в освоении теоретической и практической части.

Интересно
2020 стал годом своеобразных испытаний – мир столкнулся с новой, до этого неизвестной угрозой – угрозой новой коронавирусной инфекции. Выявленный вирус можно отнести к группе высокозаразных патологий, при этом он, зачастую, приводит к появлению целого ряда грозных осложнений, в том числе и угрожающих жизни. Руководством РФ было принято решение о переводе всех обучающихся вузов на дистанционное обучение, ведь в данных условиях первоочередной задачей стало сохранение жизни и здоровья, как обучающихся, так и обучающих (преподавателей).

Вынужденная мера, принятая, казалось бы, на непродолжительное время, в течение 2020 года стала практически постоянной. За первой вол- ной новой коронавирусной инфекцией началась вторая волна. В настоящее время эпидемиологи предрекают третью и четвертую волны. Нет ни- каких гарантий и нет уверенности в скором окончании пандемии и нормализации существующей эпидемиологической обстановки. Благодаря грамотным и слаженным действиям руководства министерства образования и министерства здравоохранения, благодаря действию руководства вузов и упорной работе преподавателей стал возможен качественный переход на дистанционное обучение или хотя бы на внедрение в него некоторых важных элементов.

При этом большинство образовательных услуг осталось на высоком или на достойном уровне. Это утверждение можно считать в полной мере справедливым при рассмотрении процесса обучения практически в любом вузе. Стоит отметить тот факт, что подобный переход в медицинских вузах в принципе не возможен, ведь врач должен лечить не только тело пациентов, но и их душу; уметь находить контакт с пациентом, становясь не только его лечащим врачом, но и другом.

За годы, проведенные в вузе, студенты получают не только глубокие знания по предмету, но и учатся этике, деонтологии, учатся общению с пациентами. В подобных ситуациях, преподаватель становится настоящим наставником и другом, способным найти подход к обучающимся и способным передать им, полученные, в свою очередь, тяжким трудом знания.

Глядя на учебный процесс в вузе в период дистанционного обучения, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекцией, возникает ряд вопросов, касающихся, прежде всего, эффективности и целесообразности проводимого обучения. Ведь, несмотря на множество определенных нововведений, включая использование современных дистанционных образовательных сред (электронно-образовательных сред и/или специализированных компьютерных программ), крайне важным остается возможность поддержания живой связи между преподавателями кафедр и студентами факультета.

При этом возникают определенные сомнения, что подобная замена будет вообще возможна в ближайшее время, ведь одно дело – наладить свое- образный технологический контакт с обучающимися; другое дело – найти возможность поддержания той крайне важной связи между студентом и преподавателем. Данная тематика является весьма актуальной. Необходимо проведение дополнительного комплексного исследования, направленного на выявление всех возможных аспектов заявленного взаимоотношения «педагог – ученик».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)