О системе социально-правового контроля

В России пока идут дискуссии о возможной системе социально-правового контроля. Организовано множество в основном государственных контрольных органов как внешнего, так и внутреннего характера, которые, по мнению некоторых авторов, пока не объединяются в единую систему.

Они считают, что отсутствие такой системы является «традицией» для нашей страны. По их мнению, после победы очередных революций (1917 и 1991 гг.) в качестве первоочередной задачи обычно упраздняли государственный контроль.

Другие полагают, что контроль является такой же ветвью государства, как законодательная, исполнительная и судебная власть.

С таким подходом трудно согласиться. Создание подобного органа,  контролирующего все и вся,— вряд ли выполнимая задача в условиях современной экономической ситуации. Этот орган страдал бы гигантизмом, был бы весьма дорогостоящим и очень быстро утратил бы контакт с реальностью.

И, кроме того, создание единого органа, всесторонне занимающегося контролем и его координацией, не снимал бы отраслевой координации в системе исполнительной власти.

Третьи заявляют, что инициативу по созданию системы государственного контроля должен взять на себя президент страны.

Такой подход к решению проблемы обеспечит функциональную независимость государственного контроля и позволит Президенту РФ получать непосредственно всю достоверную информацию о подконтрольных объектах с целью ее сопоставления, выявления причин противоречий между реальной действительностью и ее заданной моделью.

Подобная информация, предоставленная государственным контролем, устранит перекосы в прогнозировании макроэкономических процессов.

Интересно
Очевидно, государственный контроль в современных условиях нельзя организовать под главенством одного органа (пускай даже главы государства). Слишком специфическими являются задачи контроля. К тому же контроль по своему характеру, как правило, исключает иерархию и соподчиненность всех контролирующих органов.

В противном случае вместо противодействия усилению исполнительной власти, ее неправомерным акциям мы бы получили один всеконтролирующий авторитарный орган.

Создание надежной системы государственного контроля, вероятно, должно ориентироваться на федеральную специфику нашей страны, того, что она состоит из 88 субъектов Федерации, равноценных в правовом отношении.

Этот контроль не может претендовать на самостоятельную ветвь государственной власти или осуществляться
каким-либо одним супергигантским государственным органом, так как контроль распространен везде и повсюду как в государстве, так и в гражданском обществе.

Несомненно, он должен характеризоваться многоступенчатостью, охватом, как минимум, трех ступеней: на организационном (в государственных органах, учреждениях, предприятиях), региональном (субъектов РФ) и федеральном уровнях.

У нас уже сформировались два общих контрольных органа: Генеральная прокуратура РФ для контроля за исполнением законов в государственно-административной деятельности и Счетная палата РФ для контроля за исполнением законов в бюджетно-финансовой деятельности. Кроме того, отраслевой контроль осуществляют все федеральные службы.

Составляют ли они систему государственных контрольных органов в стране? В отличие от вышерассмотренных точек зрения, которые считают, что в России нет единой системы контрольных органов и предлагают свои рецепты создания такой структуры, по Конституции РФ, законам «О прокуратуре РФ» и «Счетной палате РФ», а также Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» данная система не только спроектирована, но даже законодательно принята.

Вся проблема в том, что мы еще в должной мере не отработали эти легитимные механизмы и как следует не овладели ими в своей государственной деятельности. Несомненно, эти механизмы должны быть в чем-то дополнены, в чем-то изменены, но система государственного контроля в основном уже выстроена.

Определенную проблему здесь создает социальный настрой многих прокурорских работников. Среди них распространено мнение, что прокуратура не является элементом (частью) судебной власти.

На вопрос «А к какой же ветви она примыкает?» обычно отвечают — к президентской (?). Но это вызывает сомнения, поскольку президент в настоящее время возглавляет исполнительную власть и поэтому должен контролировать сам себя (?).

Вместе с тем по Конституции РФ и закону 1992 г. «О прокуратуре РФ» прокуратура вполне определенно относится к судебной власти. Участие прокурора в судебном заседании является особым направлением прокурорской деятельности.

Но прокуроры, задействованные в судах общей компетенции и арбитражных судах, очень нерегулярно принимают в них участие. Об этом говорят многочисленные факты, когда судьи, используя отсутствие прокурора, принимали противозаконные акты, о чем писала и пишет вся российская пресса.

Особенно много таких случаев в сфере перераспределения имущества. Это признавал и прежний Генеральный прокурор В. Устинов.

Кроме того, прокуратура является главным контролером не только низовых судов, но и всех судов, в том числе региональных (субъектов Федерации) и федеральных.

Однако реально Генеральная прокуратура пока не контролирует в должной мере судебную власть, и это наносит колоссальный вред государственному управлению, а также бюджетному обеспечению различных сфер государственной и социальной деятельности.

В стране имеются общие контрольные органы и отраслевые, которые надо осовременить или создать вновь (если их не было раньше). Отраслевые контрольные органы, естественно, должны подчиняться соответствующим министерствам.

Но влияние министерств на отраслевые контрольные органы должно быть как-то ограничено, и сделать это целесообразно именно за счет нормативных правовых установлений.

Например, Президент РФ и Председатель Правительства РФ предлагают кандидатуры на должность руководителей контрольных органов, а утверждаются они на заседании Совета Федерации. Точно так же утверждение их заместителей — на сессии
Государственной Думы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)