О сельской школе

Поговорив об учениках сельской школы, мне следует сказать несколько слов о ее учителях. Будучи сам одним из них, прошу наперед извинения у читателей, если, несмотря на все мои старания, мне не удастся удержаться при этом в границах строгого беспристрастия.

Учителя, подвизающиеся в наших официально признанных сельских школах, распадаются на три разряда, резко отличающиеся между собою. Укажу на особенности каждого из них в порядке появления их на поприще сельского учительства.

Первый разряд – и по времени появления, и по внутреннему достоинству – составляют молодые люди, окончившие курс в духовных семинариях и готовящиеся к священническому сану. Наша сельская школа не имеет и долго не будет иметь контингента учителей более солидно и односторонне подготовленных. Основательность их сведений, в особенности по русскому и церковнославянскому языку и по Закону Божиему, вполне вознаграждает некоторую недостаточность в знакомстве с приемами элементарного обучения. Эта недостаточность, впрочем, лишь относительная.

В духовных семинариях преподается педагогика, при них существуют воскресные школы для упражнения воспитанников. На той ступени умственного развития, которая достигается нашими семинаристами, всякий метод преподавания усваивается сознательно и легко.

Громадное преимущество доставляет им также полное практическое знакомство с богослужением и известный навык к церковному пению. Те немногие их них, для которых священство есть дело призвания, и многие другие в силу своей умственной зрелости относятся к своему делу добросовестно и серьезно. Привлечение их к деятельности в сельской школе (через особую назначенную им стипендию) составляет действительную заслугу Министерства народного просвещения.

Интересно
Но само собою разумеется, что этот ценный контингент при возрастающем количестве школ, при повсеместном недостатке в священниках совершенно исчезает сравнительно с потребностию в учителях. Редкому из этих молодых учителей доводится провести в должности учителя положенные законом три года: они только проходят через сельскую школу и оставляют ее, не успев приобрести тот навык, ту опытность, которые одни могли бы сделать из них безукоризненных сельских учителей.

Другой разряд наших сельских учителей, и самый многочисленный, составляют молодые люди, приобретающие это звание посредством экзамена при гимназиях, уездных училищах, etc. Экзамен этот относительно легкий, дает доступ к учительской должности всякому, кто способен исполнить ее в пределах, начерченных официальною программою сельских школ. Молодые люди, сдающие его, по большей части окончили курс в уездном или духовном училище или не окончили его в каком-либо среднем учебном заведении. Как весьма редкие исключения, появляются между ними крестьяне, обучавшиеся в сельских школах и затем нашедшие случай пополнить свои сведения до уровня, требуемого программою учительского экзамена.

Такие учителя,если не ошибаюсь, встречаются в Тульской губернии, в сфере деятельности Ясно-Полянской школы графа Л. Н. Толстого. В небольшом количестве встречаются они и в Смоленской губернии.

Это печальное положение продлится до тех пор, пока не изменится отношение к Церкви наших образованных классов и пока эти классы будут задавать тон нашей сельской школе. Тут не помогут никакие министерские циркуляры, никакие архипастырские увещания. Лишь создание в большинстве грамотного, сознающего свои вещественные и духовные нужды крестьянства, может в числе тысячи противоречий нашей общественной жизни разрешить и тот узел, который до сих пор связывает нормальное развитие нашей сельской школы, и это создание неминуемо совершится, даже помимо всяких официальных школ, в течение двух-трех поколений. Оно же и оживит нашу

Церковь наплывом новых сил в наше духовенство, могучею поддержкою тех добрых элементов, которые в нем уцелели. Положение нашей Церкви опасно. Опасно оно не для самой Церкви – ее победоносная жизненность проявляется и теперь для всякого, кто имеет глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. Оно опасно для тех, которые от нее отпали.

Не тайным ли сознанием этой опасности объясняется позорное равнодушие нашей интеллигенции к делу образования нашего народа, ее торопливая жажда захватить внешнюю власть за неимением внутренней? Спасти эту интеллигенцию от гибели, которую она себе готовит, могут только дружные усилия людей мыслящих и верующих, неустанная их работа на почве. Церкви, на почве школы. Медлить невозможно. Предостережений было довольно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)