Казанские диалоги

Переписка С. А. Рачинского с известным казанским ученым-ориенталистом, педагогом-миссионером Николаем Ивановичем Ильминским (1822–1891), – безусловно, интереснейшая страница отечественной культуры, свидетельствующая о пересечении путей двух самобытнейших русских подвижников.

Сын пензенского священника и выпускник Казанской духовной академии, Ильминский в молодости совершил легендарную поездку на Восток для изучения языков, особенностей ислама, быта и традиций мусульман. С этой же целью жил в простонародной среде татарских деревень Поволжья и, приобретя глубокий опыт и знания, способствовал открытию миссионерских отделений в академии и созданию жизнеспособной системы просвещения восточно-русских инородцев на их родных языках с приспособленной кириллицей (в противовес «священному арабскому шрифту»).

Все это позволило повернуть миссионерское движение в России (до этого крайне неудачное) на успешные дороги. Практическое воплощение своей системы Ильминский осуществил в организованной Казанской русско-инородческой учительской семинарии (1872) и инородческих школах при ней, бессменно возглавляя их до конца жизни.

Рачинский и Ильминский, параллельно работая на схожих направлениях в разных концах России, мало знали друг о друге, имея при этом одного покровителя – обер-прокурора Св. Синода Константина Петровича Победоносцева. Поэтому не случайно, что, прочтя «Заметки» в «Руси» И. С. Аксакова, Ильминский обратился к Победоносцеву с просьбой поспособствовать знакомству с их автором: «Статья С. А. Рачинского в 40–42 номерах “Руси” привела меня и моих сослуживцев положительно в восторг.

Изложенные в ней взгляды и направление Сергея Александровича не чужды Казанской учительской семинарии. <…> Еще в прошлом году, не имевши никакого понятия о личности С. А. Рачинского, я случайно прочитал его статьи в “Руси” же, и они произвели на меня сильное и самое симпатичное впечатление, а нынешняя статья меня взволновала» (Казань, 2–3 ноября 1882).

Ильминский был единомышленником Рачинского в вопросах критики образовательной «системы по западным образцам», насаждавшейся Министерством народного просвещения в крестьянских школах. Традиционную русскую культуру, о сохранении которой с такой болью говорил татевский педагог, казанский просветитель и миссионер полагал неизменной живой основой, которая только и могла служить фундаментом «благодатного союза русского народа с многочисленными малыми народами России».

Собрав документальный и фактический материалы, среди которых был и разработанный учителем хорового и регентского класса семинарии Степаном Васильевичем Смоленским «Курс хорового церковного пения», он предлагал Рачинскому познакомиться с направлением Казанской семинарии.

Рачинский откликнулся: «Милостивый государь Николай Иванович. Константин Петрович передал мне столь лестные для меня письма Ваши, в коих Вы касаетесь моей скромной педагогической деятельности, а также документы, касающиеся Казанской учительской семинарии, и литографированный учебник пения г. Смоленского.

Не могу достаточно благодарить Вас за то сочувствие, с которым Вы отнеслись к моему делу, ко мнениям, выраженным мною в печати. Особенно же благодарен я Вам за драгоценные сведения о вверенном Вам заведении, о деятельности Ваших почтенных воспитанников. С сердечною радостью убедился я из них, что мои отзывы об учительских семинариях (к сожалению, верные относительно многих из них) не могут прилагаться к семинарии Казанской. Дай Бог, чтобы нашлись и другие семинарии, столь же мало заслуживающие высказанные мною упреки <…>.

Интересно
Учебник г. Смоленского, насколько могу я судить, превосходен, и уже по одним своим нотным приложениям будет истинным кладом для сельских школ» (Татево, 24 ноября 1882). Так начался письменный диалог, который, по замечанию Смоленского, почитавшего обоих собеседников своими духовными наставниками, – «был незначителен и кратковременен».

Действительно, это собрание невелико – всего по десятку писем с каждой стороны (почти без потерь) за период с 1882 по 1890 год, однако значение его велико как свидетельства искреннего расположения корреспондентов.

Смоленский объяснял: «они поняли разность своих дорог от условий их личностей и влияний окружающих обстоятельств», «художник ботаник и артист [Рачинский] был совершенною противоположностью лингвисту и администратору-либералу [Ильминскому], и притом малоодаренному по отношению к искусству, – но оба были людьми вполне исключительными по талантливости, уму, образованию и самой симпатичной деятельности. Оба они сполна отрешились от себя и сполна отдались своему делу».

И все же, несмотря на точно отмеченную разность, существовало и много важных точек соприкосновения в их интересах и деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)