О роли вузовской лекции в обучении

Личный опыт показывает, что достаточно трудно преодолеть традиционные элементы мышления, заложенные в сознание со школы. Например, практически все первокурсники без проблем решают квадратные уравнения, но при этом понятия не имеют, как были получены формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. Как правило они говорят, что нам учитель даль формулу. Поэтому приходиться тратить много сил и энергии для того, чтобы научить студентов проводить простые доказательства.

Главным образом лекции используются для того, чтобы доводить до сведения студентов основной теоретический материал курса. При этом, практически все лекторы опасаются, что им не хватит времени на изложение всех тонкостей теории.

Поэтому многие лекторы строго придерживаются учебного плана, при этом часто их курс повторяет какой-либо учебник. Мы придерживаемся другого мнения – лекция не должна повторять учебник. Лекция, в первую очередь, предназначена для того, чтобы облегчить студентам понимание дисциплины.

На лекции мы должны задать студентам правильное направление для работы студентов. Все знают, что во время лекции имеются две действующие силы – лектор и студенты. Главная задача лектора – привлечь внимание слушателей. Необходимо добиться того, чтобы студенты внимательно слушали лекцию, забыв обо всем.

Лектору нужно показать то, что он знаком с профилирующей специальностью студентов. Нужно учитывать интересы студентов, поэтому лекции на одну и ту же тему для экономистов, менеджеров и юристов должны быть построены по-разному. В лекции важным является каждый ее компонент: стиль чтения лекции, скорость чтения лекции, внешний вид лектора, манера держаться, отношение к слушателям. Очень тихая речь сильно напрягает слух обучающихся, отвлекает их усвоения материала дисциплины.

Интересно
Слишком яркая или наоборот слишком небрежная одежда отвлекает внимание слушателей от темы занятий. Также отвлекает внимание студентов быстро двигающийся перед доской преподаватель. Если лектор читает материал достаточно быстро, то студенты не успевают записывать материал, если же лектор читает материал достаточно медленно, то студенты начинают, либо разговаривать, либо использовать гаджеты.

Как известно нормальным считается темп речи около 60 слов в минуту. Можно поступить следующим образом: выбираем несколько студентов на первых рядах и по ним корректируем скорость чтения лекции. Лектор должен требовательно относиться к своей речи.

Встречаются преподаватели, которые проглатывают окончания слов. В этом случае студентам приходится самостоятельно догадываться самим. Громкость речи нужно соизмерять с особенностями аудитории, на задних рядах студенты тоже должны слышать лектора. Нужно понимать, что время лекции ограничено, поэтому лектор не должен «зависать» подыскивая нужную фразу.

Определения и формулировки теорем следует записывать на доске или отображать на презентации. Материал, написанный на доске (формулы, схемы, диаграммы и др.) должны быть доступны, чтобы к ним можно было вернуться в любой момент времени. Для этого можно разрешать студентам фотографировать материал.

Это может даже облегчить понимание материала. Например, при разборе транспортной задачи приходится использовать много таблиц и при этом в каждой таблице проделывается достаточно много промежуточных выкладок. А последовательно фотографируя процесс решения этой задачи, получили материал, который значительно облегчил усвоение этой темы. В то же время не стоит сохранять на доске все, что было написано – это также отвлекает слушателей.

Наш опыт показывает, что для проведения занятий целесообразно использовать графический планшет, поддерживающий приложение Microsoft Whiteboard (Доска Microsoft). В этом случае достаточно легко воспроизводить читаемый материал (текст, формулы, таблицы, графики),создавая эффект присутствия преподавателя у доски в аудитории. При этом полезно создать в качестве виртуального фона фото лекционной аудитории.

При организации онлайн лекций можно изменить организацию студенческих занятий. На лекциях нужно вводить студентов в основные идеи предмета, проводить доказательство отдельных теорем, рассматривать примеры и модели интересных для студентов процессов.

Следует организовать занятия по самостоятельному изучению дисциплин под контролем преподавателя. В этом случае преподаватель выступает как консультант, так и как наблюдатель. В этом случае студенты начнут привыкать к систематической работе. А при обычном подходе нам сложно понять работают ли студенты над изучением материала лекции, даже посещая все занятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)