Нумерация в пределах 20

Подготовительная работа состоит из упражнений в счете предметов с выходом за десяток, а также упражнения в счете групп предметов (сколько пар детей стоит у доски).

Необходимо также повторять некоторые вопросы нумерации чисел до 10:

  • получение следующего числа натурального ряда прибавление числа 1;
  • сравнение соседних чисел;
  • имена чисел в устной и письменной нумерации.

В начале второй четверти первоклассники (Моро 1-4) знакомятся с числами второго десятка. Устная нумерация двузначных чисел строиться на использовании названий чисел от 1 до 9 и особого названия для числа 10 – десять.

Изучение устной нумерации чисел второго десятка начинается с формирования у детей понятия о десятке. Необходимо добиться того, чтобы дети различали понятия «десять» и «десяток». «Десять» – это десять отдельных единиц. «Десяток» – десять единиц, объединенных вместе и образующих новую счетную единицу.

Отсчитывая по 10 палочек и завязывая их в пучки, учащиеся узнают, что 10 палочек составляют 1 десяток. Затем, выполняется упражнение в счете десятков палочек сложение и вычитание десятков. Дети убеждаются, что десятки можно считать, складывать и вычитать как единицы.

Далее рассматривается этап образования от 11 до 20. Учащимся предлагается положить одну палочку на десяток и посчитать, сколько всего палочек. Получив ответ «одиннадцать» (как правило, дети уже знают это число).

Интересно
Учитель объясняет, что один на десяток – это один-на-дцать, и что число 11 состоит из 1 десятка и 1 единицы. «Дцать» – является сокращение слова «десять» (в переводе с древнерусского «одиннадцать» означает «один сверх десяти»). Затем, добавив ещё одну палочку, получает число две-на-дцать, и т.д.

Помимо палочек в качестве наглядного пособия используют полоски, на каждой из которых по 10 кружков и полоски, на которых 1, 2, 3…9 кружков (единиц). Желательно, чтобы учащиеся сами составили эти наглядные пособия.

Для закрепления десятичного состава и натурального следования чисел учащимся предлагаются такие упражнения:

  1. Отсчитывайте 15 палочек, узнайте, сколько это составляет десятков палочек и сколько отдельных палочек.
  2. Возьмите 1 десяток палочек и ещё 4 палочки. Сколько всего палочек взяли?
  3. Сколько десятков и единиц в числе 17?
  4. Какое число состоит из 1 десятка и 9 единиц?
  5. Положите 13 палочек и прибавляя по одной палочке считайте (и наоборот).

Далее учащиеся знакомятся со второй единицей длины дециметром, как десятком сантиметров. Включаются упражнения по вычерчиванию и измерению отрезков.

Письменная нумерация всех двузначных чисел строиться на принципе поместного значения цифр.

Каждая цифра имеет два значения:

  1. Связанное с начертанием.
  2. Связанное с местом в записи числа.

Ознакомление учащихся с позиционным принципом записи чисел второго десятка осуществляется с помощью абака – таблицы с двумя рядами кармашков: 1 ряд – палочки, 2 ряд – цифры.

В дальнейшем при изучении нумерации используют таблиц разрядов с надписями справа налево: «единицы», «десятки» и т.д. Знакомя с пособием, учитель показывает, как ставят в верхних кармашках палочки, когда их 5,9,10,14 штук. Затем ученикам предлагают разложить в кармашках 15-17 палочек.

Переходя к обозначению чисел, обязательно выясняют десятичный состав каждого числа и, опираясь на него, записывают цифрами сколько в этом числе десятков и единиц сразу закрепляют полученные знания в принципе записи двузначных чисел: что обозначает цифра 7, которая состоит в записи числа 17 на первом месте справа и что обозначает цифра 1, которая стоит на втором месте справа. Дети записывают числа в своих тетрадях, в таблице с надписями: десятки, единицы и объясняют сами значения каждой цифры.

Особо рассматривается запись чисел 10, 20. Рассматривая запись этих чисел уясняется, что цифра (1 или 2) показывает, что в данном чисел содержится 1 десяток (или 2 десятка), а цифра 0 – что эти числа не содержат единиц сверх тех, что образуют десятки. Упражняясь в записи чисел, учащиеся закрепляют знания десятичного состава и натурального следования в пределах 20.

Сопоставляя числа, учащиеся устанавливают, что для записи числа состоящего из единиц требуется 1 цифра, а для записи числа состоящего из десятков и единиц требуется две цифры, вводятся термины однозначные и двузначные числа.

Дети приводят примеры и решают следующие упражнения:

  1. Записать 3 однозначных и 3 двузначных числа.
  2. Из множества чисел 0, 20, 1, 2, 7, 15, 10, 3, 12 выписать сначала однозначные, а затем двузначные числа.
  3. Записать 3 однозначных числа, увеличить их на 10. Какие числа получились? Как можно их назвать?
  4. Записать 3 двузначных числа (не равных 20), уменьшить их на
  5. Какие числа получились? Как можно их назвать?
  6. С помощью цифры 1 записать однозначное и двузначное число. Что означает цифра 1 в записи числа 11?

Сравнение двузначных чисел в пределах 20 учащиеся могут уже самостоятельно использовать второй приём сравнения, основанный не на соотнесении соответствующих предметных множеств, а на взаимном расположении сравниваемых чисел в числовом ряду. Предлагая учащимся сравнение однозначного и двузначного чисел, целесообразно так выстроить работу, чтобы дети самостоятельно «открыли» следующую закономерность: любое однозначное число меньше любого двузначного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)