Новая концепция технического нормирования строительной деятельности в РФ

Первой попыткой весомого реформирования технического нормирования проектной и строительной деятельности в новейшей истории РФ явилось принятие 17 мая 1994 года Минстроем России СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы, в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, являлась защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации.

В отличие от традиционно сложившегося в отечественной практике так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т. д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.

Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.

Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер. Указанный нормативный документ регламентировал иную структуру построения новой системы технического нормирования в проектировании и строительстве, концепцию и требования к вновь создаваемым нормативным документам.

Настоящие нормы и правила определяли основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее — Система), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа были обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Система нормативных документов в строительстве, создаваемая в соответствии с настоящими нормами представляла собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

Исходя из общих целей стандартизации, Система должна была способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

  • соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
  • безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
  • защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
  • выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно энергетических и трудовых ресурсов;
  • взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

Объектами стандартизации и нормирования в Системе являлись:

  • организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
  • объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения, их комплексы;
  • промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
  • экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

Система должна была формироваться как открытая для дальнейшего развития Единой системы государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве являлось законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.

Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

Системой предусматривалось повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть только требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Нормативные документы Системы подразделялись на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов озяйственной деятельности. В составе Системы разрабатывались следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

  • строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП;
  • государственные стандарты Российской Федерации в области строительства — ГОСТ Р;
  • своды правил по проектированию и строительству — СП;
  • руководящие документы Системы — РДС.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации: территориальные строительные нормы — ТСН.

Производственно-отраслевые нормативные документы: стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО.

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливали обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливали обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разра-ботке, производстве и эксплуатации этой продукции.

Интересно
Своды правил по проектированию и строительству, в соответствии со СНиП 10-01-94, устанавливали рекомендуемые положения в развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами, и излагали один из способов реализации целей, предписанных СНиП.

Руководящие документы Системы устанавливали обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градо- строительстве, проектировании и изысканиях.

Территориальные строительные нормы устанавливали обязательные и рекомендуемые положения для применения в пределах соответствующих территорий, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

Стандарты предприятий (объединений) устанавливали для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

Положения нормативных документов, подготовленных и введенных в действие в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными.

Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений. К обязательным относят только те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым документам относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

Во вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

В составе нормативных документов, в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, следовало предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.

В строительных нормах и правилах должны устанавливаться обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

Эти требования должны определять:

  • надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
  • устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
  • устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
  • охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
  • эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
  • сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливались обязательные и рекомендуемые положения в том числе:

  • требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
  • требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
  • контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
  • требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее конкретным массовым видам строительных изделий, материалов и оборудования;
  • правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

В сводах правил должны были приводиться, с необходимой полнотой, рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества.

Своды правил, в частности, могли содержать:

  • положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, при проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
  • общие градостроительные, типологические и социальные  нормативы;
  • объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
  • методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.

В своды правил могли включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.

Примечание. Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными документами и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

В Территориальных строительных нормах могли устанавливаться в соответствии с СНиП 10-01-94 организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.

В Технических условиях должны быть установлены требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.

Построение, изложение и оформление Технических условий должны соответствовать требованиями документов Госстандарта России.

Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и территориальных строительных норм состояли из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа.

При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС — с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей территории.

СНиП 10-01-94 предусматривалось, что нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Интересно
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке согласно ГОСТ 1.1—2002* «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения».

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

Обязательные требования нормативных документов, в соответствии со СНиП 10-01-94, подлежали применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

Рекомендуемые положения нормативных документов должны были применяться по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель, в соответствии со СНиП 10-01-94, имел право разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.

Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следовало разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Для юридических и физических лиц предусматривалась ответственность (административная или уголовная) за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Еще одним революционным нововведением принятого 17 мая 1994 года Минстроем России СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» являлась новая структура и классификация строительных норм и правил. Если в старой системе до 1994 года нормативные документы по строительству и проектированию регламентировались в разных главах СНиП, то новые СНиПы, в соответствии со структурой, предписанной СНиП 10-01-94, должны были подразделяться по комплексам, объединяющим проектирование, строительство, испытания и приемку отдельных видов конструкций, инженерных сетей и систем.

Предлагаемая СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве» новая методология нормирования, с новыми подходами и принципами, была весьма актуальна, декларировала эволюционный переход к более прогрессивным концепциям нормирования и сохраняла достижения и предыдущий опыт технического регулирования в проектировании и строительстве.

Однако 30 декабря 2002 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот документ практически опрокинул существующую концепцию технического регулирования и определил новую систему  стандартизации и сертификации, и в то же время перестали быть обязательными нормы и правила в части, касающейся безопасности сооружений и зданий.

В соответствии с указанным выше федеральным законом должны быть разработаны основополагающие документы — технические регламенты, однако они должны устанавливать лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие параметры всех видов безопасности и единство измерений, за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно к исполнению продукции.

Основные причины разработки и принятия Закона «О техническом регулировании» следующие:

  • вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и сближение соответственно отечественных стандартов с мировыми; устранение административных барьеров, построение прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных требований и повышение роли закона;
  • устранение несогласованного нормотворчества министерств и ведомств, а также гармонизация российского законодательства;
  • необеспеченность реального контроля качества и безопасности при тотальном контроле за строительством со стороны государства.

С 1 июля 2003 года Федеральный закон «О техническом регулировании» вступил в силу. А с учетом того, что, в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ, обязательные требования могут содержаться только в технических регламентах, все ранее принятые нормативные документы СНиПы, ГОСТы и другие признаны добровольными, с временной пролонгацией обязательности их применения до принятия соответствующих технических регламентов.

В результате этой новеллы Закона «О техническом регулировании» заморозилась на достаточно длительный период своевременная актуализация документов нормативной базы проектирования и строительства, а 1 октября 2003 года был отменен действующий основной регламентирующий документ Системы нормативных документов в строительстве — СНиП 10-01-94.

Постепенно сложилась ситуация, когда органы экспертизы и надзора по-прежнему руководствовались СНиПами, а строители и проектировщики — собственными нормативными актами. Это не замедлило, практически мгновенно, сказаться на качестве строительства и безопасности возводимых зданий. Многие громкие трагедии, уносившие человеческие жизни, по большей части связаны именно с несоблюдением правил безопасности и ошибок, допущенных при проектировании или строительных работах.

В Закон «О техническом регулировании» неоднократно вносились поправки, направленные на некоторое микширование его негативного воздействия на экономику Российской Федерации.

Основной документ технического нормирования строительной отрасли — Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», подготовленный в соответствии с требованиями Федерального закона № 184-ФЗ, был принят только в конце 2009 года, а вступил в силу 1 июля 2010 года.

Таким образом, прежние нормативные акты оказались неактуальными, при этом новой единой структурированной системы правил и стандартов не возникло.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)