Нормотворческие полномочия (компетенция) федеральных органов государственного управления

Юридический термин «компетенция» происходит от латинского слова «competo» – «соответствую», «подхожу». Наибольшее распространение получило такое значение этого термина когда под компетенцией понимается совокупность полномочий, прав и обязанностей соответствующего государственного органа, общественной организации или должностного лица.

Нормотворческая компетенция федеральных органов государственного управления (органов исполнительной власти) входит в более широкое понятие – нормотворческая компетенция, которая осуществляется различными органами правотворчества.

Единого нормативного закрепления предмета ведения Президента РФ к сожалению нет.

Правовая компетенция Президента РФ находит свое частичное отражение в ст. 90 Конституции РФ. Такое, недостаточно четкое, определение правотворческой компетенции Президента РФ в Конституции РФпорождает различные дискуссии. Так, существует мнение, что указы Президента РФ могут использоваться для восполнения пробелов в праве по вопросам, требующим законодательного регулирования при условии и на время отсутствия соответствующего федерального закона.

Представляется, что такое мнение основано на имеющихся примерах, когда в государстве был принят целый ряд указов Президента РФ для регулирования отношений, по важности достойных регулирования законом, но не получивших такого регулирования. К числу таких указов исследователи относят Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти».

Нормотворческая компетенция Правительства Российской Федерации определяется гл. 6 Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Помимо Правительства Российской Федерации, значительная доля в системе нормативных правовых актов приходится на министерства и ведомства (федеральные службы и федеральные агентства).

Министерства и ведомства издают подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, входящим в их компетенцию.

Правотворческие полномочия (компетенция) министерств и ведомств дифференцируются по разным основаниям (вариантам).

  1. Нормативные правовые акты принимаются в силу предписаний законов РФ. Так, ст. 5 Таможенного кодекса РФ определена нормотворческая компетенция таможенных органов РФ. В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержится норма, закрепляющая право Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в пределах своей компетенции издавать инструкции по вопросам своей деятельности.
  2. Нормативные правовые акты принимаются в силу общих законодательных предписаний. Так, в статье 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» говорится о том, что «Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов».
    Такие общие законодательные предписания широко представлены не только в гражданском законодательстве, но и в других отраслях. Так, в соответствии со статьей 5. Трудового кодекса РФ, трудовые отношения регулируются локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Органы местного самоуправления также имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  3. Ведомственные нормативные правовые акты принимаются по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
  4. Нормативные правовые акты министерствами и ведомствами принимаются в соответствии со своей компетенцией. Так, в соответствии с пп. «а» п. 3 Указа Президента Российской Федерации о 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» «федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации деятельности».
  5. Нормативные правовые акты федеральными органами исполнительной власти принимаются в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. №30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», каждый федеральный орган исполнительной власти обязан принять регламент федерального органа исполнительной власти.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)