Несоизмеримость

Ранее мы схематично обрисовали две различные традиции, обладающие сильной внутренней, или вертикальной когерентностью, то есть объект познания, методология и теория вместе взятые образуют в них дискретные единицы внутри соответствующей матрицы. Возможна ли их интеграция, или же они слишком различны по этим факторам?

Примеры социологического анализа на предмет значения начальной фазы для содержания воспроизводства, что касается академических дисциплин.
ределенно ответить на этот вопрос, удовольствуюсь лишь предложениями относительно того, как лучше подобраться к решению этой проблемы.

Сегодня в теории науки прочно обосновалось понятие несоизмеримости. Это понятие обозначает такое положение дел, когда две величины нельзя измерить той же меркой. В математике примерами несоизмеримых величин являются рациональные и иррациональные числа.

В теории науки это означает ситуацию, когда две теории, которые, как представляются, рассматривают одни и те же проблемы, нельзя сравнить друг с другом при помощи какого-либо объективного и нейтрального критерия рациональности. Нет никакой внешней шкалы, никакой «точки Архимеда», исходя из которых эти теории можно было бы взвешенно оценить. Поэтому нельзя определить, какая из теорий «истиннее» или «лучше» в некоем абсолютном, познавательно-теоретическом смысле.

В легкой атлетике, к примеру, есть объективный критерий для определения, кто сильнее всех в прыжках в длину, есть также объективный критерий для определения лучшего в прыжках в высоту, то есть количество сантиметров в длину и в высоту, на которые совершен прыжок.

Но нет такого критерия, при помощи которого можно было бы решить, какой спортсмен лучше — чемпион мира по прыжкам в длину или чемпион мира по прыжкам в высоту. В этом смысле, то есть в смысле наличия общего критерия, прыжки в длину и прыжки в высоту являются несоизмеримыми видами спорта.

В истории науки встречается много примеров несоизмеримости. Обычно приводят в пример геоцентрический вариант гелиоцентрической космологии — Земля может и быть, и не быть центром нашей солнечной системы—теории Ньютона и Эйнштейна, а также вопрос о том, что такое свет — волны или частицы.

В общественных науках важно, например, то, что нельзя одновременно исходить из волюнтаристского и детерминистского представлений о человеке.
Согласно теории парадигм, теории, принадлежащие разным парадигмам или традициям, несоизмеримы. (Если это не так, то есть если они соизмеримы, то они относятся, или в принципе могут относиться, к одной и той же традиции).

Между двумя теориями царят отношения несоизмеримости с точки зрения «общей» постановки проблем, если:
Когда в качестве возражения приводят в пример десятиборье, как раз еще яснее становится смысл сказанного; ведь критерии сравнения в этом виде спорта установлены произвольно.
1. В этих перспективах оценочные основания (критерии) различны.
2. Эти теории наделяют рассматриваемый объект различными свойствами и закономерностями; рассматривают их как входящие в разные классы.
3. Проблема/проблемы и схожи, и несхожи. Есть аспекты, в которых обе перспективы пытаются решить одни и те же проблемы (имеют общую соотнесенность), но есть другие аспекты, в которых они пытаются решить разные проблемы (имеют разную соотнесенность).

Вопрос о сущности социологии можно теперь сформулировать так: Является ли соотношение между субъективизмом и объективизмом несоизмеримым? Используются ли в них различные критерии научности или качества исследования? Служат ли принятые в них объект познания и методология постановке проблем, которые и схожи, и несхожи, то есть одинаковую ли соотнесенность имеют теории и понятия в этих традициях, даже если они иногда выражены в одинаковых терминах?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)