Необитаемый остров

Цель: научить эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений, стратегии сотрудничества.

Процедура: 1. Обсуждение проблемы и ранжирование задач по степени значи мости их решения. 2. Выработка коллективной стратегии выживания (работа в малых группах). 3. Разработка нравственно-психологического кодекса взаимоотно шений (можно назвать его «кодексом чести жителей острова»), примерно 15 – 20 пунктов. 4. Презентации проектов, вопросы и ответы. 5. Межгрупповая дискуссия. 6. Анализ результатов и подведение итогов. Время: игра длится 2-3 часа учебного времени.

Информация для участников игры В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом ост-рове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь пол-на опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, ко-роткий день, жестокий холод, визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться в родные края, к своей обычной жизни.

Ваша задача: создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить и достаточно комфортно психологически и физически жить. Необходимо понять всю серьезность и опасность ситуации. Известно, что люди при таких обстоятельствах иногда теряют чело-веческий облик, между ними вспыхивают ссоры и драки, порой даже со смертельным исходом.

Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу и вы могли укрыться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов и ветра. Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Необходимо наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности.

Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут регламентироваться, выполняться, контролироваться. Начать целесообразно с принятия решения о государственном устройстве, структурах власти на острове.

Кто будет руководить жизнью людей? Кто будет принимать окончательное решение: все жите-ли острова единогласно (консенсус), или простое большинство, или группа самых авторитетных жителей, или единолично лидер (выбран-ный или назначенный, выдвинутый по собственной инициативе)?

Каким образом будет контролироваться выполнение указов, распоряжений: под страхом наказания, смерти, как-то еще? Как и кем будет распределяться добываемая пища: поровну; по трудовому вкладу; может быть, больше сильным, чтобы лучше работали; или, наоборот, слабым, чтобы выжили?

Имеет ли право человек жить на вашем острове изолированно от других, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если такой образ жизни сделает его слабым, болезненным, а значит, обузой для других, какие будут предприниматься действия? Как будут строиться отношения с аборигенами острова, с каннибалами с соседних островов: в мирное время, в случае вооружен-ного нападения?

И т.д. и т.п. Задачи участников игры:

• смоделировать проект жизни на острове на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы: правовые, политические, экономические и социальные аспекты;
• разработать «кодекс чести островитян»;

• отработать санкции за нарушение установленных правил;

• осуществить презентацию командных проектов.

Примечание. Правила должны быть четко сформулированными, а не абстрактными, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор между остро-витянами. Выполнение: на все обсуждение и разработку дается 1-1,5 часа и полная свобода действий в рамках задания.

В каждой команде нуж-но выбрать «летописца», который будет фиксировать основные события и принятые решения. Все нарабатываемые участниками игры материалы желательно оформлять визуально (на плакатах, планшетах или доске).

Инструкция организатору игрового занятия Задача организатора игры: подробно проинструктировать ее участников об условиях проживания на острове, ответить на все вопросы слушателей, не подсказывая при этом возможных решений проблем. Например, организатору не следует самому говорить о правилах проживания на острове, создание их – творческая зада-ча играющих.

Организатору целесообразнее ставить вопросы, очерчивая круг проблем, которые нужно решать, акцентируя внимание играющих на тех моментах, которые он считает наиболее важными. Участники должны работать самостоятельно, без помощи ведущего. Он может вмешаться лишь в тех случаях, когда возникнет напряжен-ная ситуация (конфликт мнений), способная привести к деструк-тивному взаимодействию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)