Научно-методическая организация труда преподавателя права в вузе

Качество обучения и воспитания в вузе зависит, прежде всего, от состава преподавателей, ведь какую бы дисциплину ни преподавал педагог, он активно воздействует на обучаемых, способствует формированию у них определенной системы взглядов, понятий, мышления. И это воздействие тем сильнее, чем образованнее и воспитаннее сам педагог, чем больше его вклад в науку. Но мало обладать необходимыми знаниями и умениями, нужны еще навыки и стремление организовать на научной основе свой труд и труд обучаемых.

Работа преподавателя вуза должна быть тщательно спланирована, поскольку ее объем весьма значителен. Подсчитано, что преподаватель в вузе осуществляет деятельность более чем восьмидесяти видов, причем делает это практически ежегодно в определенной последовательности, предусматриваемой учебным планом и расписаниями занятий со слушателями.

Виды работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вуза, можно представить следующим образом.

Учебная работа – основной вид деятельности преподавателя. К ней относятся:

  • проведение всех видов классно-аудиторных занятий (лекций, практических занятий);
  • оценка учебной работы слушателей в течение семестра (контрольные работы, домашние задания, прием коллоквиумов, контрольные собеседования и т. д.);
  • проведение экзаменов;
  • руководство педагогико-правовой практикой, оценка отчетов установленных типов и участие в итоговых оценочных мероприятиях;
  • руководство курсовым и дипломным проектированием (в качестве руководителя, консультанта, рецензента);
  • проведение консультаций, индивидуальных собеседований;
  • участие в подготовке аспирантов (в качестве руководителя, консультанта, оппонента диссертационных работ);
  • работа в приемных комиссиях;
  • руководство научно-исследовательской работой слушателей;
  • подготовка к текущим занятиям.

Методическая работа преподавателя включает в себя:

  • разработку (переработку) учебных программ, тематических планов изучения учебных дисциплин и другой учебно-методической документации;
  • подготовку к чтению лекций и проведению других видов занятий, разработку (переработку) лекций, содержания и планов других видов занятий, а также планов семинаров,
  • разработку и подготовку к изданию учебно-методических материалов для проведения занятий (описаний лабораторных работ, заданий для контрольных работ и т. п.);
  • разработку дидактических и раздаточных материалов (обучающих и контролирующих программ, сценариев), учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов, электронных презентаций и т. п.);
  • разработку методических указаний по курсовым и дипломным работам, педагогической и учебно-правовой практике;
  • участие в научно-методических конференциях, сборах, совещаниях, семинарах, межкафедральных заседаниях и заседаниях кафедр, предметно-методических комиссий, открытых и пробных занятиях;
  • разработку и анализ мероприятий по оценке и результатам учебы;
  • участие в работе коллектива преподавателей по данному предмету (руководство группой преподавателей);
  • изучение новинок юридической, педагогической и методической литературы;
  • обобщение и пропаганду передового опыта.

Научно-исследовательская работа, в том числе и научно-методическая, включает:

  • выполнение научно-исследовательских работ;
  • разработку и подготовку к изданию учебников, учебных пособий по преподаваемым курсам;
  • участие в научных конференциях, совещаниях, семинарах и симпозиумах; обобщение результатов этих мероприятий;
  • рецензирование (редактирование) научных трудов, научно-исследовательских работ (НИР), диссертаций, учебников, учебных пособий, монографий и т. п.;
  • участие в редакционных коллегиях научных изданий;
  • руководство научной работой студентов;
  • разработку учебников;
  • написание статей, докладов и сообщений.

Учебно-организаторская работа включает:

  • участие в работе совета вуза (института), секций, методических комиссий, конкурсных комиссий по рассмотрению научных работ слушателей и преподавателей;
  • участие в совещаниях и собраниях вуза;
  • подготовку докладов по итогам контроля за ходом учебного процесса, за составлением и исполнением учебных планов и программ;
  • участие в работах комиссий, организуемых руководством вуза или вышестоящими органами (комплексные и всесторонние проверки и инспекции);
  • работу по курированию академических групп, руководство самоподготовкой слушателей и участие в воспитательной работе со слушателями;
  • самостоятельную работу по повышению своей квалификации;
  • служебные заседания и совещания.

Такое обилие видов деятельности, требующих высочайшей квалификации и практически не оплачиваемых в России, может насторожить молодежь, стремящуюся получить педагогическое образование.

Научная организация труда преподавателей предполагает установление определенных нормативных показателей для планирования объема трудовых затрат. Такие нормативы разработаны и внедрены в вузах. С учетом этих нормативов преподаватель разрабатывает свой индивидуальный план на учебный год.

Если принять годовой бюджет рабочего времени из расчета 6-часового рабочего дня, в пределах которого профессорско-преподавательским составом выполняются все виды учебной, методической и научной работы, то без учета отпуска, во время которого преподаватели обычно также заняты тем или иным видом деятельности, за исключением учебной, он составит 1535–1830 часов.

Нормативными документами устанавливаются пределы нагрузок дифференцированно для различных групп преподавателей и цикла преподаваемых дисциплин. Установление определенных норм времени на деятельность профессорско-преподавательского состава вузов имеет большое значение, поскольку позволяет равномерно распределить нагрузку с учетом задач, решаемых вузом при заданном штате преподавателей.

При этом штатная численность преподавателей вычисляется исходя из численности обучаемых на основании директивно установленного коэффициeнтa, определяющего, на сколько человек обучаемых должен приходиться один преподаватель (для разных вузов этот коэффициент колеблется от 4 до 10 и более).

Нормы времени на подготовку преподавателей к лекциям и практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса установлены исходя из опыта (здесь также используются соответствующие коэффициенты). Ориентировочно, учебная работа занимает у преподавателя 30–40 % рабочего времени; научно-исследовательская – 35–45 %; учебно-организационная – 10–15 %.

Необходимо обратить внимание на то, что в связи с активным процессом информатизации образования трудозатраты на выполнение даже традиционных видов работ существенно увеличиваются. Так, если на разработку 1 часа лекции и практического занятия нового для преподавателя традиционного курса требуется, соответственно, 6 и 2 часа, то выполняя эту работу в новых образовательных средах, основанных на применении компьютерных и телекоммуникационных технологий, он потратит около 20 часов.

Опыт реальной педагогической деятельности показывает, что для эффективной работы преподавателя, несмотря на творческий характер этого труда, требуется планирование. Индивидуальный план работы преподавателя является основным документом для планирования и учета всей работы, выполняемой им в учебном году.

В ходе практической работы преподавателей вузов выработано несколько форм таких планов; структура одного из них включает в себя пять разделов: учебная работа, методическая работа, научно-исследовательская работа, учебно-организационная работа, воспитательная работа со студентами.

В течение учебного года по мере выполнения тех или иных работ в план заносится фактический расход времени. Это позволит в следующем году планировать свою работу более обоснованно.

Правильно отобрать материал, разбить его на темы, определить содержание каждого занятия, наконец, выбрать оптимальное чередование информационных и репродуктивных форм учебных занятий – все это большой труд, требующий не только отличного знания предмета, но и творческого подхода.

Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде алгоритма:

  • изучение исходной документации;
  • восстановление знаний отрабатываемого материала;
  • разработка замысла (сценария) учебного занятия;
  • разработка структуры учебного занятия;
  • выбор методических приемов;
  • моделирование деятельности обучаемых;
  • расчленение материала на разделы;
  • формулирование основной идеи и выводов;
  • отбор фактического материала и иллюстраций;
  • отработка плана-конспекта;
  • репетиция;
  • проведение занятия;
  • анализ учебного занятия; фиксация промахов и находок.

Как показывает опыт анализа проведения занятий преподавателями, особенно начинающими, к числу наиболее распространенных недостатков можно отнести следующие:

  • отсутствие стержневой проблемы;
  • непоследовательность при изложении изучаемой темы;
  • многословие;
  • неумение четко формулировать выдвигаемые положения;
  • отсутствие аргументации;
  • недостаток или избыток наглядности.

Избежать этих ошибок можно, если тщательно подготовить план проведения занятия.

Так, в плане-конспекте лекции необходимо отразить следующие моменты:

  • тема занятия;
  • с кем, где и когда занятие проводится;
  • целевая установка;
  • материально-техническое обеспечение, порядок подготовки к занятию или вопросы для контроля, задаваемые студентам на занятии;
  • содержание отрабатываемого материала;
  • замечания и дополнения, вносимые в план-конспект после проведения занятия.

Разработка плана-конспекта занятия позволяет углубить замысел, распределить изучаемый материал во времени, отбросить все лишнее, малозначительное, сформулировать выводы и тем самым придать занятию определенную целостность и законченность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)