Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Мониторинг относится к обязательным элементам учебного процесса и, более того, является одним из сущностных принципов технологичного построения обучения.

Технологический подход к обучению подразумевает:

  • постановку целей и их максимальное уточнение, формулировку учебных целей с ориентацией на достижение результатов;
  • подготовку учебных материалов и организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
  • оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;
  • заключительную оценку результатов обучения.

Ключевая черта технологического построения учебного процесса – последовательная ориентация на четко определенные цели. Поэтому для педагогической технологии принципиальными являются постановка целей и целевая ориентация обучения.

При мониторинге обязательно следует учитывать психолого-педагогические особенности возраста обучающихся. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Это период психологического самоутверждения личности, формирования ценностных установок.

Игровые, дискуссионные методики, групповые формы работы способствуют творческому самовыражению подростка, удовлетворению его потребности в достойном положении в коллективе сверстников. Мониторинг как самостоятельная функция управления образовательным процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операциональном отношениях.

Интересно
В системе образования мониторинг проводится в трех аспектах: «учитель – ученик», «образовательное учреждение – учитель» и «управление (департамент) образования – образовательное учреждение», раскрывающих технологию управления образовательной деятельностью ученика, учителя, администрации образовательного учреждения, органов управления образованием.

На современном этапе от педагогов требуют отслеживания развития компетенций у учащихся. Ориентированное на компетенции образование (competence-based education – CBE) формировалось в 70-х гг. XX в. в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским (Массачусетский университет) в 1965 г. компетентностного подхода.

ФГОС общего образования рассматривает компетентность как новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. А также как объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

В 60-х гг. XX в. было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность». Последнее трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной (осуществлять самостоятельную логическую, методологическую и общеучебную познавательную деятельность, владеть креативными навыками продуктивной деятельности);
  • информационной (при помощи современных средств коммуникации и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта);
  • коммуникативной (владеть различными способами взаимодействия с людьми, в том числе дистанционными, навыками самопрезентации и работы в группе);
  • социально-трудовой (владеть знаниями и первичным опытом в гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности, быть способным к профессиональному самоопределению).

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.

В основу мониторинга положено отслеживание деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образованности.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности проявляется как способность учащихся к эффективной групповой работе, созданию и представлению результатов индивидуальной творческой работы. По результатам мониторинга можно судить об уровне сформированности у учащихся учебно-познавательной и коммуникативной компетенций.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности проявляется как способность воспринимать правовые ценности и адекватно реагировать на них, строить собственные оценочные суждения и свою деятельность на их основе.

По итогам мониторинга можно определить и степень овладения учащимися социально-трудовой компетенцией. Эффективность групповой работы оценивается как посредством педагогического наблюдения за участием каждого в совместной деятельности, так и по результатам взаимной оценки работы друг друга участниками группы. Продуктивность индивидуальной работы хорошо видна и в предварительной подготовке к ролевым и деловым играм, и в оформлении результатов деятельности группы.

Восприятие ценностей и реагирование на них удается отследить как при групповой работе, так и по индивидуальным творческим правовым проектам по следующим параметрам:

  • количество и качество оценочных суждений, высказываемых учащимся;
  • уместность применения оценки в учебной деятельности;
  • отношения, которые устанавливаются как внутри группы при работе над учебной проблемой, так и между группами при обсуждении результатов группой деятельности.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении это понятие можно толковать как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у обучающихся совокупности навыков универсальных учебных действий, т. е. компетенции «учить учиться», а не только освоение ими конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин.

Обозначим виды учебных универсальных действий: личностные, регулятивные (включая действия саморегуляции), познавательные (включая общеучебные и логические), знаково-символические, коммуникативные.

Рассматривая качество знаний, говорят об их следующих характеристиках: полнота (определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящих в учебную программу), глубина (совокупность осознанных знаний об объекте), систематичность, системность, оперативность (определяется числом ситуаций или способов, в которых учащийся может применить то или иное знание), гибкость (определяется быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуации), конкретность, обобщенность. Качество знаний характеризуется также свернутостью и развернутостью, осознанностью и прочностью. Все характеристики знаний взаимосвязаны и относительно самостоятельны (т. е. не подменяют друг друга).

К объективным характеристикам знаний относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, к субъективным – гибкость, свернутость, осознанность и прочность. Все эти характеристики можно рассматривать как критерии при диагностике правовых универсальных умений учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)