Механизм обеспечения политической безопасности России

Применительно к каждому конкретному виду социальной деятельности под термином «механизм» можно понимать целенаправленную последовательность взаимосвязанных социальных действий, осуществляемых конкретными социальными субъектами в соответствии со сформировавшимся в обществе алгоритмом (устойчивым порядком действий).

При таком подходе понятие «социальный механизм» можно охарактеризовать как: относительно устойчивый порядок (алгоритм) деятельности, необходимый для выполнения конкретной социальной функции в обществе, который формируется в процессе конкретных типов социальной деятельности. Деятельность в рамках такого механизма носит целенаправленный и регулируемый социальными субъектами характер.

Особенностью политического механизма является его организация вокруг государственной власти. Сам этот механизм включает в себя отношения господства и подчинения между взаимодействующими акторами, регулируемые посредством права и принуждения. При таком понимании механизм политической безопасности можно представить как системное взаимодействие следующих элементов.

1. Объекты, нуждающиеся в защите:

  • территория,
  • государственные и общественно-политические институты,
  • органы власти,
  • политические права и свободы граждан,
  • реальная политическая деятельность социальных групп и ассоциаций и т. п.

При этом к основным объектам политической безопасности относятся личность, общество и государство. Каждый из этих объектов имеет свои приоритеты. Применительно к личности речь идет о ее собственных правах и свободах; применительно к обществу – о сохранении и умножении материальных, социальных (в том числе – политических), духовных ценностей; применительно к государству – о внутренней стабильности, территориальной целостности, суверенитете. Таким образом, политическая безопасность концентрирует в своем содержании фундаментальные, жизненно важные потребности и интересы всех социальных субъектов.

2. Субъекты, призванные защищать политическую сферу: специальные учреждения и органы, другие государственные и общественные учреждения, общество и граждане, выполняющие функции по обеспечению политической безопасности. В условиях современного политического развития важнейшим инструментом обеспечения политической стабильности и безопасности страны выступает дальновидность, компетентность, профессионализм национальной политической, в том числе военно-политической, элиты.

Субъективный фактор политической безопасности, связанный с интеллектуальными, психологическими, нравственными, патриотическими (антипатриотическими) характеристиками национальной элиты, может как ослаблять, так и усиливать внутренние опасности.

Негативное влияние субъективного фактора проявляется прежде всего, через некомпетентность политической элиты, которая выражается в неадекватном понимании руководством страны национальных интересов; ошибки и просчеты в решении назревших проблем, а также в определении целей, путей и средств для разрешения социальных проблем и неадекватном реагировании на сигналы «обратной связи», свидетельствующие о нарастающих негативных последствиях того или иного политического курса.

3. Политические взгляды, принципы, концепции (доктрины), в том числе взгляды, характеризующие сущность политической безопасности и основные способы ее защиты. При этом речь идет не только об официально принятых политических доктринах, в том числе зафиксированных в государственно-правовых документах: военной доктрине, доктрине внешней политики и др.

Сюда относятся взгляды и концепции, зафиксированные в документах оппозиционных политических партий и организаций, а также взгляды представителей гражданского общества. К этому же компоненту можно отнести характеристики национального менталитета, которые в кризисной ситуации проявляют себя как важный политический фактор. К примеру, решение руководства Франции о легализации однополых браков существенным образом противоречило менталитету французских народных масс и послужило поводом к массовым политическим выступлениям противников такого решения.

4. Система соответствующих законов и правовых актов, базирующихся, прежде всего, на конституции страны. Важнейшую роль здесь играют правовые акты, определяющие стратегию деятельности по укреплению политической безопасности (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации), а также правовые акты, конкретизирующие механизм действий по реализации стратегии. Система национального права закрепляет государственные взгляды на сущность и содержание политической безопасности, закрепляет условия и порядок международного сотрудничества по этим вопросам.

5. Политические технологии, используемые в интересах укрепления политической безопасности страны:

  • военно-политические и переговорного процесса;
  • для укрепления международных связей с политическими союзниками;
  • для межгосударственных отношений с политическими противниками и др.

Носителем политических угроз всегда выступает внутренний или внешний социальный субъект. Поэтому механизмы противодействия угрозам политической безопасности связаны с коммуникативным воздействием на такой субъект, т. е. воздействием в процессе непосредственной коммуникации (общения) с этим субъектом. Формы взаимодействия с таким субъектом избираются в зависимости от того, внутренний это оппонент или внешний политический противник: переговоры, консультации, предупреждение, демонстрация военной силы, политикоэкономические санкции и т. п.

6. Процесс политической деятельности и управления формирует динамическую (изменяющуюся и развивающуюся) структуру формирования и поддержания политической безопасности. Именно в этом процессе наиболее активно проявляется субъективный фактор политической безопасности – умение (или неумение) политической элиты организовать эффективную деятельность по обеспечению политической безопасности.

Именно посредством этого процесса реализуется стратегия государства в области национальной безопасности. Только процесс оптимального политического управления может обеспечить скоординированную деятельность всех ветвей власти, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства по укреплению политической безопасности Российской Федерации.

7. Система критериев оценки состояния политической безопасности и эффективности ее механизма, адекватность которой в существенной мере зависит от уровня развития научных исследований в сфере национальной безопасности и от состояния национальной науки в целом. Это одно из тех важнейших направлений, где интересы обеспечения политической безопасности и интересы обеспечения безопасности науки оказываются наиболее тесно взаимосвязанными.

8. Система оповещения, информации и оценки состояния политической безопасности и эффективности ее функционирования позволяет оперативно реагировать на возникающие угрозы политической безопасности и принимать своевременные меры для их нейтрализации.

Перечисленные элементы механизма обеспечения политической безопасности имеют универсальный характер и присущи большинству развитых стран. Вместе с тем для каждой страны действуют специфические факторы, которые необходимо учитывать в процессе укрепления политической безопасности.

Для сегодняшней России в числе таких специфических факторов выделяются:

  • особенности геополитического положения России, занимающей обширные территории как в Европе, так и в Азии;
  • многонациональность и многоконфессиональность (наличие многих религий) населения РФ;
  • конкретный исторический путь становления, развития и формирования нынешнего состояния российского общества;
  • особенности традиций, обычаев и духовной культуры, самосознание народов России;
    постоянная борьба с суровыми условиями жизни, необходимость освоения огромных пространств;
  • отсутствие естественных оградительных рубежей и непрерывные угрозы нашествия со стороны соседей;
  • в современных условиях отсутствие таких рубежей связано с постоянными угрозами вторжения сил международного терроризма;
  • внутренняя духовная свобода и способность народов России, в первую очередь русского народа, к самопожертвованию во имя благородных, справедливых целей;
    усиливающееся стремление США и их политических союзников к изоляции России на международной арене, непрекращающиеся усилия по экономическому и политическому ослаблению РФ посредством санкций;
  • сложные политические процессы, происходящие в Ближнем зарубежье после распада РФ; наряду с активным развитием отношений между Россией и участниками Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и другими межгосударственными объединениями;
  • сохраняется напряженность в отношениях с прибалтийскими республиками, с Грузией;
  • особой остротой отличается конфликт с «послемайданной» Украиной.

Противоречия механизма политической безопасности. Механизм политической безопасности внутренне противоречив. Наиболее общим противоречием выступает противоречие между целями этого механизма и средствами достижения этих целей.

Более конкретно оно проявляется в противоречиях между:

  • секретной деятельностью органов политической безопасности и необходимостью гражданского и государственного контроля, гласности и связей этих органов с демократической общественностью;
  • направленностью механизма политической безопасности на служение общенациональным политическим интересам и стремлением различных политических и экономических сил подчинить систему безопасности собственным корыстным интересам;
  • специфическим характером форм, средств, способов деятельности спецслужб и возможностью нанесения ими ущерба свободам граждан, социальных групп и гражданского общества и др.

Важно, чтобы политическая сфера была надежно защищена от произвола и амбиций силовых структур (армии, разведки, правоохранительных органов и т. п.), а сами эти структуры были деполитизированы, т. е. не выступали в качестве субъектов политики, были исключены из процесса внутренней политической борьбы. Современная информационно-компьютерная революция открыла широкие технологические возможности для тотальной политической и полицейской слежки за людьми, возможности манипулирования их политическим сознанием и действиями в интересах конкретных политических сил. Именно поэтому необходима выработка таких законов и процедур контроля, которые бы исключали приобретение службами государственной безопасности такой особой власти. Эти законы и процедуры в первую очередь должны препятствовать беззаконию и произволу.

В выявлении и защите подлинных национальных интересов в сфере политики в демократических государствах огромная роль принадлежит оппозиции, независимым СМИ, ассоциациям и фондам, общественному мнению, научным институтам. Одной из ведущих тенденций развития системы политической безопасности является повышение в ней роли транснациональных институтов и организаций.

Граждане и народы по поводу угроз их политическим свободам могут обращаться в международные и региональные органы безопасности. Политическая безопасность – это главное звено и основа национальной безопасности. Нынешние и перспективные интересы России требуют особого внимания к этой области государственного и общественного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)