Национальный режим

Аксиомой является то, что предоставление национального режима до сих пор не стало общепризнанной нормой в сфере международных экономических отношений. Национальный режим, имеющий более высокий статус, чем принцип наибольшего благоприятствования, предоставляется либо в одностороннем порядке, либо на основе согласованной в международном договоре позиции.

Принцип национального режима в странах с развитой экономикой является основополагающим по отношению к инвестиционной деятельности. При предоставлении национального режима зарубежным капиталовложениям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами.

Следовательно, “национальный режим” – это такой режим, при котором права инвесторов на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу), т.е. российским инвесторам. Например, в Соглашении России с Испанией ст. 5 утверждает, что “каждая из Сторон, в соответствии с национальным законодательством, будет предоставлять в отношении капиталовложений, осуществляемых инвесторами другой Стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется ее собственным инвесторам”.

Интересно
Аналогичное дополнение содержит и п. 4 ст. 3 Соглашения России с Канадой: “…по мере возможности и в соответствии со своим законодательством, предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам своих собственных инвесторов”. О том, что “настоящее Соглашение не может воспрепятствовать инвесторам воспользоваться более благоприятными положениями”, говорится в Договоре России с Бельгией и Люксембургом о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях, подготовленная Организацией экономического сотрудничества и развития, рекомендует государствам, входящим в эту международную организацию, предоставлять инвесторам и инвестициям друг друга режим, равный с их собственными инвесторами. Предоставление подобного режима является несомненным преимуществом для иностранных компаний, действующих на территории того или иного государства: они получают свободный доступ к местным источникам финансирования, пользуются всеми местными льготами, могут действовать в любой отрасли промышленности, используя при этом любую организационно-правовую форму, и т.д.

Национальный режим иностранцам предоставляется обычно странами с развитой стабильной экономикой, не опасающихся экономической интервенции со стороны других государств, причем принцип национального режима распространяется развитыми странами для инвесторов друг друга, для инвесторов же развивающихся стран могут действовать особые виды режимов деятельности.

При предоставлении национального режима национальное законодательство не предусматривает особых условий для деятельности иностранцев, распространяя на них те же правила, что и на национальных инвесторов. Поэтому в некоторых государствах отсутствует специальное законодательство, предназначенное исключительно для регулирования деятельности иностранных компаний и предпринимателей. Если для каких-то аспектов деятельности иностранных инвесторов требуется специальное регулирование (например, в вопросах порядка учреждения и регистрации компаний, лицензионного порядка допуска инвесторов к пользованию природными ресурсами и т.д.), то такие специальные нормы будут содержаться в общих нормативных актах, предназначенных в первую очередь для национальных инвесторов, в виде исключений из общего правила. Именно такого подхода в регулировании деятельности иностранцев придерживаются США.

Интересно
Другие государства, предоставляя инвесторам национальный режим, тем не менее разрабатывают специальное законодательство для регулирования их деятельности в виде специальных законов или кодексов об инвестиционной деятельности, а также в виде специального административного регулирования иностранных капиталовложений. Именно такого подхода придерживается в настоящее время Российская Федерация, а также некоторые другие страны Содружества Независимых Государств.

Здесь необходимо отметить, что проект Закона об иностранных инвестициях предусматривал одновременно два режима – наибольшего благоприятствования и национальный. Однако Закон об иностранных инвестициях 1999 г. в п. 1 ст. 4 закрепил только общее правило национального режима.

Отнесение норм о национальном режиме к специальным принципам международной торговли (принципам международного торгового, а еще шире – международного экономического права), обладающим юридической обязательностью, не всегда воспринимается с единодушием юристами-теоретиками.
Палитра взглядов здесь чрезвычайно многоцветна. В частности, одни авторы говорят о собственно принципе международной торговли, т.е. основополагающем правиле поведения, определяющем юридический фундамент взаимоотношений между субъектами торговой деятельности, прежде всего государствами. К их числу следует отнести И.С. Перетерского, Л.А. Лунца, М.М. Богуславского и др. Другие видят в принципе национального режима “внутренний режим”, особенно связывая с его действием специфические сферы регулирования, в частности иностранное инвестирование.

Национальный режим юридически закреплен в качестве нормы превентивного характера в тех государствах, которые входят в одну интеграционную международную организацию, например в Евросоюз. В таких государствах национальный режим устанавливается на основе решения международной организации и действует во всех государствах-членах. Естественно, в этом случае односторонние изъятия ограничительного характера из национального статуса, предоставленного иностранным лицам, недопустимы.

Главным нормативом, установленным ДЭХ в отношении инвесторов, также является национальный режим, что можно вывести из обтекаемого определения режима в ст. 10 (3) и, предположительно, также подразумевается в ст. 10 (1), когда говорится о недискриминационных мерах. Стратегия ДЭХ заключалась во включении в Договор “благоприятного” элемента национального режима, т.е. отсутствие дискриминации по сравнению с национальным бизнесом, что уравновешивало бы “негативный” элемент. Другими словами, речь идет о применении стандартов, возможно, невысокого качества к иностранцам путем включения в договоры минимальных международных стандартов.

Генеральные соглашения по тарифам и торговле 1947 г. и 1994 г. также исходят из закрепления принципа национального режима. В § 4 ст. III ГАТТ 1947 г. “Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования” предусматривается: “Товарам, происходящим из территории какой-либо Договаривающейся Стороны и ввозимым на территорию другой Договаривающейся Стороны, должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению или использованию”.

Аналогичный подход характерен и для международных договоров “пакета ВТО” – Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам, Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Соглашения по торговле услугами (ГАТС) от 15 апреля 1994 г. и др.

В России национальный режим иностранным лицам предоставляется согласно правилам внутреннего законодательства и некоторых специальных международных договоров.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)