Нарушение соглашения государством реципиентом
На этапе реализации международного инвестиционного проекта основной вал споров связан с нарушением условий осуществления инвестиционной деятельности. Это происходит, как правило, в результате изменения законодательства, одностороннего изменения государством-реципиентом условий инвестиционного соглашения, в связи с существенным изменением обстоятельств, исходя из которых было заключено инвестиционное соглашение. То есть речь идет о гражданско-правовой ответственности с иностранным элементом.
Инвестиционные споры между принимающим государством и иностранным инвестором могут возникнуть в связи с несвоевременностью действий государственных органов (таких как государственное одобрение инвестиционного соглашения, предоставление земельного участка, издание соответствующего акта и т.д.), что является серьезной угрозой для успешной реализации инвестиционного проекта.
Инвестиционные споры, связанные с изменением условий осуществления инвестиционной деятельности, возникают:
- в результате изменения законодательства принимающего государства;
- в результате одностороннего изменения принимающим государством условий инвестиционного соглашения;
- в связи с существенным изменением обстоятельств, исходя из которых было заключено инвестиционное соглашение.
По мнению С.И. Крупко, в целях правовой стабильности, экономического равновесия сторон, предсказуемости при осуществлению инвестиций на основе инвестиционного соглашения следует применять и оговорку о внесении изменений в инвестиционное соглашение, и стабилизационную оговорку. При этом с помощью стабилизационной оговорки будут определяться условия экономического равновесия сторон, а с помощью оговорки о внесении изменений в инвестиционное соглашение эти условия будут соблюдаться.
При наличии оговорки об исполнении в инвестиционном соглашении в случае бездействия или ненадлежащего действия государственного органа инвестор может предъявить требование именно к государству, а не к государственному органу, и потребовать возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.
В этом последовательно проявляется специфика инвестиционных споров – возможность трансформации административно-правовых споров, имеющих своим предметом обжалование незаконных нормативных правовых актов, незаконных действий и бездействий государственных органов (их должностных лиц) в инвестиционных спорах между принимающим государством и иностранным инвестором.
Таким образом, имеет место перенос ответственности с непосредственного нарушителя – государственного органа – на принимающее государство как сторону договора и гаранта соблюдения прав и интересов иностранного инвестора. За действие или бездействие государственного органа (его должностного лица) несет ответственность принимающее государство как сторона гражданско-правового договора.
Основанием наступления неблагоприятных последствий для инвестора является факт невыполнения условий инвестиционного проекта независимо от причин, приведших к этому. Однако иностранный инвестор может не исполнить или ненадлежаще исполнить свои обязательства из-за нарушения принимающим государством гарантий, установленных в нормативных правовых актах и (или) инвестиционном соглашении.
- Государственное дорегулирование в инвестиционном праве
- Проблемы международного правового регулирования
- Государственное дорегулирование
- Как создавался Сахалин
- Юридическая природа института контракта с участием государства
- Западная доктрина и арбитражная практика о разумном государственном вмешательстве в инвестиционный проект
- Меры разумного государственного вмешательства
- Нарушение соглашения иностранным инвестором
- Урегулирование споров на прединвестиционном этапе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу