Урегулирование споров на прединвестиционном этапе

Исследование инвестиционной практики позволяет установить безоговорочное преимущество применения национального права принимающего государства на стадии допуска иностранных инвестиций.

На прединвестиционном этапе государство-реципиент осуществляет соответствующее регулирование в соответствии с действующими правовыми нормами и правилами по отношению к иностранному инвестору через свои органы исполнительной власти, при этом зарубежный предприниматель вступает в правоотношения не с самим государством, а с государственными органами и должностными лицами по вопросам регистрационных, разрешительных процедур.

Поэтому споры на прединвестиционном этапе возникают по поводу обжалования незаконных действий (или бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также оспаривания юридической силы актов государственных органов. Следовательно, речь идет об административно-правовых спорах на стадии оформления соответствующих документов. Хотя нельзя исключать на данном этапе и споры гражданско-правового характера.

Интересно
Ситуацию осложняет то обстоятельство, что в действующем российском законодательстве отсутствует более или менее четкая регламентация условий допуска на инвестиционный отечественный рынок. Отсутствие полных юридических параметров условий допуска компенсируется международной договорной базой, закрепляющей, в частности, национальный режим, режим наиболее благоприятствуемой нации.

Действующее законодательство базируется на принципе компетенции национальных судов по регламентации допуска иностранных инвестиций. Из этого следует, что споры на этапе прединвестиционной деятельности подлежат разрешению в соответствующих административных органах, государственных арбитражных или общих судах Российской Федерации.

Анализ двусторонних инвестиционных договоров с участием России показывает, что нормы о способах урегулирования споров не распространяются на ситуации, связанные с прединвестиционным периодом, что еще раз подчеркивает особую значимость начального этапа зарубежного инвестирования.

Однако тем не менее спор между иностранным инвестором и государственным органом принимающей страны, имеющий внутренний административный характер, может превратиться в спор между государством-реципиентом и иностранным инвестором. Дело в том, что последний в силу действующих международных договоров подпадает под защиту норм международного права.

То есть в случае действий (или бездействия) государственных органов, а также принятия нормативных актов, нарушающих нормальные условия допуска иностранных инвестиций, предусмотренных нормами международного права, возникает международно-правовая ситуация. Это означает, что реципиент нарушил свои договорные обязательства или международные обычаи.

В общем, национальная прерогатива допуска иностранного инвестора автоматически не исключает возможность обращения к международно-правовому механизму урегулирования спора уже на прединвестиционном этапе. Другими словами, если государство-импортер нарушает свои договорные обязательства перед государством-экспортером, право на требование возникает у второго, т.е. государства, откуда происходит иностранный инвестор.

ДИД с участием России предусматривает следующий порядок урегулирования инвестиционных споров на рассматриваемом этапе:

  • разрешение указанной категории споров в компетентном национальном суде принимающего государства;
  • разрешение спора в соответствии с действующим ДИД;
  • разрешение спора в компетентном судебном органе, указанном в арбитражном соглашении государства с инвестором.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ иностранному инвестору предоставлено право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, что в силу ст. 5 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” является гарантией правовой защиты деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации.

Общепринятый стандарт допуска иностранных инвестиций означает, что на прединвестиционном этапе вступает в силу российское законодательство, которое должно гармонично действовать в соответствии с международно-правовыми принципами и нормами: на условиях взаимности, недискриминации, национального режима, режима наиболее благоприятствуемой нации и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)