Нарушение письма и чтения

В письме детей с ринолалией находят отражение как недостатки произносительной стороны речи, запаздывание формирования фонематического анализа, так и искажения звуковой и слоговой структуры слов, ошибки словообразования и словоизменения, замены и пропуски предлогов, неправильное членение предложений (Чиркина, 1987).

Интересно
По данным З.А.Репиной (1999), для учащихся с ринолалией характерны замены букв, отражающие несформированность фонематической системы языка. Характерными для ринолалии считаются замены букв, соответствующих ротовым и носовым звукам: /П/ – /Н/, /Л/ – /Н/, /Д/ – /Н/, /Т/ – /Н/, /М/ – /Б/, /Б/ – /М/; смешения букв, соответствующих сонорным звукам: /М/ – /Н/, /Н/ – /М/.

Например, купима вместо «купила», весенье – «веселье», светный – «светлый», на тонах – «на токах», дад – «над», дени – «дети», Моря – «Боря».

Данные ошибки свидетельствуют о влиянии назализованности речи на процесс формирования фонематических представлений. Большое количество замен гласных букв встречается как в безударной, так и в ударной позициях.

Дети нередко допускают замены гласных, обозначающих мягкость предшествующих согласных: на бруках вместо «на брюках», клоны – «клёны», опат – «опять» и т.п. Данным ошибкам часто сопутствует неправильное употребление мягкого знака: exam вместо «ехать», трещат – «трещать», болшой – «большой», листя – «листья», в баньке плавали рибы – «в банке плавали рыбы» и т.п.

Немалое число замен и смешений букв касается звонких и глухих звуков, например: хотили вместо «ходили», толпит – «долбят», пелка – «белка», дрыщат – «трещат», дядлы – «дятлы», боную – «полную», блескались – «плескались», картовель – «картофель», грук – «крюк», кризот – «грызёт».

Распространены смешения букв, соответствующих свистящим звукам: лисиса – «лисица», птысы – «птицы», заяс – «заяц», экскурция – «экскурсия»; замены букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: сенка вместо «щенка»;

Предполагаемыми причинами дисграфических ошибок являются нарушения слуха и фонематического восприятия (в связи с частыми отитами), неполноценность, девиантный характер артикуляторной базы и возможные сопутствующие когнитивные нарушения.

Нередко у детей с ринолалией встречаются нарушения чтения. По данным Richman et al. (1988), нарушения чтения встречаются у 33% детей с расщелиной твердого неба, но только у 9% детей с сочетанной расщелиной губы и неба.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)