Нарастание противоречий между Центром и регионами

Подписание Федеративного договора не разрешило проблем, а некоторые еще и породило, поскольку он сохранил неравенство прав республик и краев (областей).

Республики имели привилегии в бюджетных отношениях с Центром, при формировании правоохранительной системы, в правах на природные ресурсы и экономические мощности на своей территории.

Области и края платили налог от прибыли в размере 50%, а республики – 12–20%, и их жители были лучше социально защищены. Неравноправие вызывало отчуждение между субъектами РФ.

Края и области начали борьбу за выравнивание своих прав, тоже стали выдвигать идеи широкой самостоятельности и создания своих республик. О разработке конституций заявили Тула и Вятка.

В Свердловской области возникла идея создания Уральской республики, в Сибири – Енисейской, на Дальнем Востоке – Дальневосточной. Эти процессы назвали суверенизацией краев и областей.

Стремление к самостоятельности и центробежные настроения регионов стимулировались противостоянием двух ветвей федеральной власти. Пользуясь ее ослаблением, региональные элиты спешили установить полный контроль над ресурсами своих территорий.

Они вступали в прямые контакты с зарубежными корпорациями, нарушая российские законы, своевольничали в законотворчестве. Принятые в ряде субъектов акты противоречили принципам федеративного устройства России и провоцировали реинтеграционные процессы.

Интересно
В их конституциях и уставах появились статьи, соответствовавшие федеральному уровню полномочий. Так, ряд республик записали за собой право вводить на своей территории чрезвычайное положение, некоторые – самостоятельно проводить внешнюю политику, «принимать решения по вопросам войны и мира».

В острейшую фазу вступил северо-осетино-ингушский этнополитический конфликт, нараставший с середины 1950-х гг. После развала Чечено-Ингушской АССР и образования Ингушской республики в 1992 г. ингуши стали настойчиво требовать у Северной Осетии возвращения Пригородного района, принадлежавшего им до депортации в 1944 г.

Их конфликт 31 октября 1992 г. перерос в кровавое вооруженное столкновение.

События нарастали лавинообразно. Москва стремилась не допустить их развития и втягивания в них других горцев, особенно чеченцев. В Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение.

В ноябре декабре федеральные власти, сочетая переговоры и силу (были проведены восемь войсковых операций), пытались пресечь конфликт. Но лишь придавили его.

В итоге прежняя граница сохранилась, а почти все ингушское население из Северной Осетии (более 64 тыс. чел.) бежало в Ингушетию. После конфликта Ингушетия и Северная Осетия не раз подписывали соглашения о преодолении его последствий. Но безуспешно, поскольку сохранялись породившие его причины.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)