Общие тенденции художественного творчества

1990-е гг. были сложными и для искусства России. Ломались прежние представления о его сути, назначении, задачах, отношениях художника с миром. Стал ненужным и был предан забвению огромный пласт советского искусства. Ушли из жизни многие выдающиеся мастера.

А остававшиеся пытались хранить лучшие традиции искусства, не дать ему «обрушиться».

Государство сняло все запреты в творчестве – цензуру, идеологические и нравственные препоны, спускавшиеся «сверху» требования, «госприемку» произведений.

Но творцы искусства превратились из «инженеров человеческих душ» в рядовых граждан, а их произведения – из «орудий» воспитания народа в простой товар.

Интересно
Потеря смысла творчества сокрушила многих. Ощущение ненужности оказалось хуже партийно-государственного диктата и вызвало депрессию. У мастеров, даже признанных в мире, возникал вопрос о смысле жизни. Коммерциализация творчества, порча вкусов россиян масскультом и необходимость потакать им шокировали многих.

Они отвечали резким неприятием такой новизны. Перед искусством встала проблема отношения к творческому наследию, особенно к реалистическому. Нашлось немало желающих «сбросить его с корабля современности».

Но признание за рубежом и в России получали именно реалистические произведения. В 1990-х гг. реализм переживал большие сложности, но доказал, что он – не один из краткосрочных стилей, а воплощение глубинных смыслов национального сознания.

К началу XXI в. появились молодые мастера, развивавшие его традиции. Их неоднородное направление потом назовут «новым реализмом». Искусство освещало основные события – распад СССР, новое место России в мире и смену ею модели развития, особенности духовной жизни.

Много внимания уделялось российской истории, особенно ХХ в., чтобы через нее выразить отношение к современным проблемам.

В творчестве отразилось отсутствие одного идеала и единой цели в обществе, непонимание «куда идет Россия», резкая дифференциация россиян, потеря большинством уверенности в завтрашнем дне.

Новые формы преподносились как современный смысл творчества. Но многое из того, что выдавалось за новизну, вряд ли действительно ею являлось. В основном осваивалось то, что на Западе существовало не одно десятилетие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)