Стратегический поворот перестройки культуры

Радикальные реформы охватили культуру целиком. Как и остальные сферы общества, она переходила на рыночные отношения непросто. Культура перестала выступать опорой политической системы. Власть уже не диктовала ей требований и ничего не запрещала. Не стало монополии какой-либо идеологии.

В Конституции 1993 г. указывалось, что признается «идеологическое многообразие», и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Перед культурой уже не ставилась задача воспитания населения. Теперь она должна была не «формировать» человека конкретного типа, а «оказывать культурные услуги» разным людям. Граждане получили право свободно распоряжаться своим временем и потреблять ценности, какие считали нужными.

Культура обрела свободу, но утратила «рулевого», «кормильца» и гарантированного заказчика в лице государства. Лишившись «руководящей роли КПСС», россияне теперь сами должны были определять пути развития культуры.

Например, должно ли государство вмешиваться в культуру или она сама определит цели и найдет средства для своего развития?

В итоге сложилась такая позиция: государство обеспечивает культуре свободу, но берет на себя разработку  стратегии ее развития, охрану культурно-исторического национального наследия и финансовую поддержку культурных ценностей.

Все считали, что ее надо реформировать, но спорили, как именно.

По стратегии дальнейшего развития культуры разброс мнений был полярным – от ее изоляционизма до точного копирования западной модели. Обе крайности несли опасность.

Стратегия должна была обеспечить:

  • сохранение самобытности российской культуры;
  • интеграцию культурного наследства в жизнь современного общества;
  • достойное международное положение культуры России и включение ее в развитие мировой культуры как равноправного участника.

Их определяло вступление России в постиндустриальную эпоху. Культуре требовалось отвечать на ее вызовы. Россияне вступали в постиндустриальную эпоху с западной помощью. Сами они технически и ментально были не вполне готовы к этому. Они получили доступ к достижениям мировой культуры, современного информационного общества.

От разработчиков стратегии культуры требовалось:

  • оценить ее достижения и «узкие места»;
  • понять современные приоритеты.

В России появился Интернет. Ее «накрывала волна» глобализации. В мире создавалась неведомая цивилизация, и россияне волей-неволей включались в этот процесс.

Глобализация бросала вызов каждой национальной культуре отдельно и мировой в целом. Ответом мог стать только диалог разных культур. Лишь в таком случае могла сохраниться и развиваться дальше мировая культура. Россия должна была вести диалог со всеми на равных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)