Направленность властных отношений

В рассмотрении этого вопроса у русских авторов наметились три тенденции:

К Власть идет только «сверху». Любая власть от Бога, поэтому ей нужно беспрекословно подчиняться, даже если она управляемым не в радость.
2. Власть идет только «снизу» — народ не терпит над собой никакой власти «сверху», ибо любая власть «сверху» есть несвобода. Это ведет к анархии, разрушению всех форм государственности.
3. Движение власти «сверху вниз» и «снизу вверх» уравновешивается, в результате чего достигается стабильность в развитии общества, ускоряется социальный прогресс.
Рассмотрим эти тенденции по порядку.

Первая тенденция отчетливо просматривается в «Слове о власти и чести царской» Феофана Прокоповича. Автор выделяет из властных отношений следующие аспекты:

— направленность властных отношений строго однозначна «сверху вниз»: Бог — царь — народ;

— поскольку любая власть от Бога, властям нужно подчиняться любым: «неточию добрым, но и строптивым и неверным властем повинова- тися велит писание. Ведомо бы всякому оное Петра святого слово: «Бога бойтеся, царя чтите. Рабы, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не точию благим и кротким, но и строптивым»;

— любая власть дана людям на их же собственное благо, поэтому подчиняться ей нужно добровольно и осознанно, а не по принуждению: «не ради страха, но и за совесть повиноватися долженствуем и яко не покоряйся властем богу противится… »2;

— властям безоговорочно должны подчиняться все без исключения подданные, в том числе и духовные иерархи самого высокого ранга.

Вторая тенденция ярко выражена в творческом наследии классика анархизма М. А. Бакунина. Направленность властных отношений у него однозначна: «снизу — вверх». От внутренней свободы личности, рассматриваемой им как «право человека располагать самим собою и действовать сообразно своим собственным взглядам и убеждениям», — к разрушению традиционных форм государственности — к формированию ассоциации равноправных, свободных индивидов, основанной на самоуправлении.

Там, где есть государство, есть господство, а значит рабство, открытое или замаскированное. Форма правления не имеет никакого значения: «Между монархиею и самою демократическою республикою существенное различие: в первой чиновный мир притесняет и грабит народ для вящей пользы привилегированных, имущих классов, а также и своих собственных карманов, во имя монарха; в республике же он будет точно так же теснить и грабить народ для тех же карманов и классов, только уже во имя народной воли.

В республике мнимый народ, народ легальный, будто бы представляемый государством, душит и будет душить народ живой и действительный. Но народу отнюдь не будет легче, если палка, которою его будут бить, будет называться палкою народной».

Вот почему «необходима реорганизация общества снизу вверх путем свободного основания ассоциаций и федераций производственных и сельскохозяйственных, научных и художественных … ».

Третья тенденция ярко выражена в трудах одного из основоположников русского либерализма Б. Н. Чичерина (1828 — 1904). Он высказывает идею о необходимости слияния в единый организм управления государственного и общественного элементов, чтобы уравновесить движение властных отношений «снизу вверх» и «сверху вниз».

Недостатки государственного элемента — чиновничества — таковы: нерасторопность, взяточничество, пренебрежение общественными интересами в угоду своим узкокорпоративным интересом. Недостаток общественного элемента — дворянства и университетов — таков: отсутствие той организованности, которой обладает чиновничество. Нужно уравновесить эти два элемента и тогда они взаимно уничтожат недостатки друг друга.

Монарху останется лишь одно: следить, чтобы равновесие между государственным и общественным элементами не нарушалось3. В связи с отсутствием в России правового государства и третьего его сословия, другого выхода в деле оздоровления властных отношений Чичерин не видит.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)