Налогоплательщики и элементы налогообложения

Значение первого требования, предъявляемого к процессу налогового нормотворчества для того, чтобы налог считался законно установленным, рассматривалось нами в предыдущей главе, в которой рассматривались источники налогового права и акты законодательства о налогах и сборах.

В этой же главе нам предстоит разобраться с двумя ключевыми понятиями российского налогового права — установлением налога и введением налога.

Установить налог, как это не раз отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, — не значит только дать ему название, необходимо определить в законе все существенные элементы налогообложения (постановления КС РФ от 04.04.1996, от 18.02.1997, от 11.11.1997 и др.).

Конституционный Суд РФ особо отмечает, что установить налог можно только путем такого непосредственного перечисления в законе о налоге всех основных элементов налогообложения, при котором эти элементы определены четко и однозначно.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 17) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения, необходимые для установления налога, исчерпывающим образом перечислены в ст. 17 Налогового кодекса РФ:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые льготы, активно применяемые в современном законодательстве о налогах и сборах в соответствии с требованиями справедливого налогового регулирования, являются факультативным элементом налогообложения и не относятся к основным элементам налогообложения, без которых налог не будет считаться установленным.

В зависимости от порядка установления налогов и сборов, а также территории, на которой они считаются обязательными к уплате, все налоги в Российской Федерации делятся на три вида — федеральные, региональные и местные.

Вышеупомянутые нормы Налогового кодекса РФ и правовые позиции Конституционного Суда РФ относятся ко всем трем видам налогов.

Однако, очевидно, что применительно к установлению региональных и местных налогов возникают дополнительные вопросы, связанные с распределением полномочий между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением по вопросам определения основных элементов региональных и местных налогов.

Еще до принятия Налогового кодекса РФ Конституционный Суд РФ отмечал, что регулирование региональных налогов федеральным законодательством носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным содержанием осуществляется региональным законодательством о налогах (постановление КС РФ от 21.03.1997).

Налоговый кодекс РФ уточнил объем полномочий по установлению региональных налогов, которыми наделяются законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.

Эти органы определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты региональных и местных налогов соответственно, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, им предоставляется право устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Следует отметить, что законодательство о налогах и сборах может делегировать органам государственной власти и местного самоуправления отдельные полномочия в рамках установления налога.

Налоговый кодекс РФ может наделить федерального законодателя полномочиями по определению элементов региональных и местных налогов, регионального законодателя (законодательные органы государственной власти субъекта РФ) — полномочиями по установлению элементов федеральных и местных налогов, а представительные органы местного самоуправления — полномочиями по определению элементов федеральных и региональных налогов.

Например, в соответствии со ст. 222 Налогового кодекса РФ законодательным органам власти субъектов Российской Федерации делегируется право дифференцировать размеры социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц — налогу, который является не региональным, а федеральным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)